Беседа с доминиканцем из Киева

Орден доминиканцев возник очень давно — в XIII веке. Основателем был святой Доминик Гузман, живший в Испании с 1171 по 1221 год. Несмотря на то, что ордену уже более 700 лет, думаю, что он будет и впредь существовать в истории Церкви. Почему? — Потому что он очень универсален: наша деятельность, можно сказать, — это проповедь Слова Божьего, это служение Слову. К нашему ордену принадлежали многие известные , например, святой Фома Аквинский и святая Екатерина Сиенская. Но все же, говоря об ордене, надо прежде всего вернуться к началу — к святому Доминику, который работал священником в Испании, в городе Осме. У него было несколько книг (не забывайте, это конец XII — начало XIII века, то есть времена, когда книги были рукописными и представляли собой огромную ценность!), которые он продал, когда встретил бедных, нищих людей, — просто для того, чтобы эти люди могли жить дальше. Это сочувствие святого Доминика и эти бедняки были в начале нашего ордена. Так продолжается и по сей день, потому что служение Слову, служение Истине призывает, чтобы человек сам жил в истине, и в этом наш орден немного похож на орден францисканцев. Но святой Доминик хотел, чтобы братья получили хорошее образование, учились в университетах, и потому было много молодых людей и людей постарше, которые заканчивали университеты, получали прекрасное образование и вступали в наш орден, — образование помогало защищать веру и Божью Истину.

Святой Доминик знал, что в его время была очень сильна угроза Церкви от различных ересей, например, от катаров, которые своей жизнью стремились доказать, что правы именно они, а не католики. Святой Доминик не побоялся сразу же после основания ордена отправить своих братьев на служение во Францию, в Польшу, чтобы они проповедью Евангелия защищали веру.

Основы жизни доминиканцев — это, с одной стороны, община, совместная жизнь братьев (в нее включается совместная молитва — бревиарий, псалмы), совместная литургия, святая месса, потом занятия наукой и получение образования. Это очень важно. Доминиканец, начиная с новициата, должен постоянно приобретать знания, должен учиться. Но формация не кончается с принесением вечных обетов, она должна продолжаться дальше. Мы просто обязаны постоянно изучать различные «горячие» проблемы, в которых мы сможем потом помочь другому человеку. И самое главное — это познание Истины, Божьей Истины. Лозунг нашего ордена — «Слушать и понимать Божью правду, чтобы потом передавать ее другим». В этом нам помогает молитва, наука, — подводит нас к проповеди Евангелия. Проповедь Божьего Слова — это не просто проповедь, но и свидетельство моей жизни, это моя работа доминиканца. Я думаю, что это главное условие нашей доминиканской жизни. Еще один важный момент — это жизнь в целомудрии, послушании, бедности. Нам помогает в этом молитва Розария — молитва, которую святой Доминик получил от Пресвятой Девы Марии, молитва, которая углубляет связь с Богом, позволяющая проникать в тайны веры.

Сегодня, когда многие, очень многие люди заблуждаются и далеки от истины, не знают, где правда и куда надо идти, роль доминиканцев огромна: нести Божий свет, который поможет узнать о Боге, о себе — кто я в глазах Божиих, и, наверное, до конца мира будет нужда в том, чтобы проповедники нашего ордена жили и работали. Но существует и другая сторона: насколько мы ответственны перед Богом, перед людьми, перед Церковью за всю нашу жизнь…

Я работаю в Киеве уже три года. Что мы, доминиканцы, делаем здесь, на Украине, и вообще в восточной части Европы, и откуда мы здесь? Хочу сказать, что первым доминиканцем, который пришел в эти земли, был святой Гиацинтус, который вместе со своими братьями поселился в Киеве еще в средние века. Здесь уже была католическая община, свой епископ, и доминиканцы начали свое служение со строительства храма. Но были они здесь не очень долго: пришли монголо-татары, и монахам пришлось уходить.

Второе «пришествие» доминиканцев — это XV век, но и в этот раз они пробыли здесь недолго — около двух столетий, до восстания Хмельницкого, который изгнал братьев из Киева.

Третья «попытка» — это XVIII век. Но в середине XIX века царь запретил деятельность различных орденов, среди них и доминиканцев.

Во времена Советского Союза несколько доминиканцев приехали в Белоруссию, на Украину, даже в Россию, чтобы помогать третьему ордену.

Надо сказать, что орден доминиканцев — это большая семья, в которую входят отцы и братья, сестры (интересно, что святой Доминик сразу же основал монастырь для монахинь-доминиканок в Анжу, чтобы сестры своими молитвами просили Господа о помощи братьям в проповеди Божьей Истины) и третий орден — миряне, которые хотят жить в нашей духовности доминиканцев.
Но продолжим об отцах-доминиканцах в восточных землях. Эти отцы приезжали, основывали разные общины, помогали епархиальным священникам в их работе. Приезжали на месяц-два, во время каникул, отпусков, — когда могли. Потом, после распада Советского Союза, в 1991 году, доминиканцы появились в Киеве, где была сильная община молодых людей, которые закончили Рижскую семинарию. Некоторые из них еще во время учебы или после нее вступили в орден. В Латвии сейчас очень сильная община доминиканцев, которые работают в Риге и Лиепае. В Белоруссии также работает отец-доминиканец Казимир Великосевец, который помогает епископу Свёнтеку. Доминиканцы работают также в Витебской епархии — один поляк, один белорус.

На Украине наш дом — это прежде всего монастырь Пресвятой Девы Марии и святого Владимира в Киеве, где сейчас нас восемь священников-доминиканцев. Кроме того, есть приходы в Чёткове, Ялте, Ростове. В России у нас пока только приход святой Екатерины в Санкт-Петербурге. И еще один отец, Александр Хмельницкий, — в издательстве «Истина и жизнь».
В Киеве нас много — восемь отцов: один из Франции, один из США, остальные из Польши. Можно сказать, это центр доминиканцев на востоке. Мы работаем в Киеве в Институте высшего знания им. св. Фомы Аквинского. В институте прекрасная библиотека, но условия не очень хорошие, поэтому мы должны думать о расширении помещения, чтобы можно было спокойно работать, учиться и проводить какие-то встречи. Кроме института святого Фомы, мы имеем издательство «Кайрос», где работают два отца и группа мирян. Мы издаем епархиальную газету и с апреля этого года — еженедельник тиражом 8 тысяч экземпляров. Эта газета имеет своей целью помощь католическим приходам на Украине. Некоторые православные тоже читают эту газету, которая дает информацию о жизни Церкви на Украине, в мире, публикует статьи, посвященные формации, пояснения учения Церкви (в этом она похожа на московское издание «Свет Евангелия»). Кроме того, мы издаем книги на украинском, русском языках. Все доминиканцы, которые учились в Польше, знают отца Салия, богослова, чьи книги очень популярны в Польше. Мы решили переводить их на русский и украинский языки и издавать как пособия для катехизации. Издается также ежемесячник «Проповедник», посвященный катехитической формации, — вкладыш в епархиальную газету.
Накануне приезда Папы состоялась презентация энциклики Иоанна Павла II «Наступающее третье тысячелетие», которую мы с помощью итальянских братьев перевели на украинский язык.

Студенты нашего института каждые два месяца собираются на встречи, посвященные социальному учению Церкви. В этих встречах участвуют многие студенты киевских вузов. Есть также «община Святого Духа», которая по субботам и воскресеньям собирается на совместную молитву. Кроме того, наши отцы помогают в приходах, проводят реколлекции, конференции, служат мессы (на русском, испанском, английском языках).

Еще мы стараемся делать свежие «посвящения». Например, в феврале была годовщина со дня рождения отца Александра Меня. Была лекция, показ видеозаписи об отце Мене, затем несколько человек рассказали о своих встречах с ним. Информацию об отце Мене мы с помощью наших друзей-украинцев поместили на сайт в интернете.

Мы поддерживаем тесную связь с подобным издательством во Франции, в Париже, которое издает много книг для людей, которые ищут Бога, которые были крещены, но потеряли свою веру. Мы хотим помочь людям и в Церкви, и вне Церкви.
Все это — наша жизнь, мы не знаем, много мы делаем или мало, мы просто делаем то, что, на наш взгляд, может помочь Церкви.

Будущее доминиканцев на Украине и в России связано, прежде всего, с новыми призваниями, и с тем, что мы можем сделать для Церкви на этой земле. Наверное, каждый доминиканец имеет свои планы, свои надежды. Наверное, нам надо больше сил вкладывать в издательство, в наш институт, чтобы наша жизнь действительно была свидетельством доминиканской жизни — посвящением Богу и другому человеку. Кроме того, моя мечта — это чтобы мы больше шли в Россию. Не все связано с нехваткой людей, просто будущее — это сегодняшняя молитва о призваниях, о хороших святых призваниях, о том, чтобы мы всегда могли ответить на разные вопросы, которые сегодня ставят перед собой и перед Богом люди. Наш ответ — это Божий ответ, ответ, который мы даем через наше служение. И еще одно. Нам иногда говорят: «Название вашего ордена по-латински звучит «Domini canes», что значит «Господние собаки»». Один из Пап говорил, что мы, доминиканцы, как «собаки Господни» должны зализывать раны больного человечества. Эти раны сегодня — ереси, ошибки, заблуждения современного человека, который вообще потерял смысл жизни. И, наверное, то, что мы можем и должны делать, — это всегда открывать свое сердце на нужды другого человека.

И еще один, последний штрих к портрету доминиканского ордена, — это фреска, которую написал блаженный фра Анджелико. Святой Доминик держит в руках Библию, как человек, который углублен в молитву, который глазами сердца смотрит, видит, погружается в Истину Пресвятой Троицы, чтобы потом рассказать об этом другому человеку, рассказать о той правде, которая захватила меня и захватывает других, — о том, что мир Божий красив, что он принадлежит всем нам, и что мы можем быть счастливыми уже здесь, на земле, что Господь Бог сотворил нас для счастья земного и для счастья будущего, вечного.
Вторая картина, другая фреска блаженного фра Анджелико — это святой Доминик под крестом, где святой руками обхватил древо, на котором распят Спаситель, и драгоценная кровь Спасителя льется ему на руки. Кровь — это жизнь, которая входит в нас, которая помогает нам войти в жизнь Господа Бога, жизнь, которую подарил мне Господь, — жизнь, которая принадлежит мне и другим. Доминиканцы никогда не должны забывать, что Божья Истина, Божья правда существует для всех, и пусть все люди будут в жизни Иисуса Христа, откроют для себя великий мир веры, надежды, любви, в котором и есть наше Спасение.

Беседу с отцом Марюшем Вознаком ОР провел о.А.О.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна