Бенедикт XVI о характере царской власти Иисуса
Воскресным утром 25 ноября с.г., когда католики латинского обряда отмечали торжество Христа Царя Вселенной, которым завершается очередной литургический год, Бенедикт XVI возглавил Мессу в базилике Св. Петра. Папе сослужили шесть новых кардиналов, возведенных в это достоинстве на состоявшейся накануне консистории.
Торжество Христа-Царя, — отметил понтифик, — помогает нам понять, действительно ли Иисус является царем нашей жизни, привлекает ли нас Его любовь, или же мы увлечены властью и ценностями этого мира. Папа призвал обратиться взором «в будущее, или, лучше, в глубину, к высшей цели истории, которой станет окончательное и вечное Царство Христа», когда «в полной мере проявится Его господство» и Он придет «судить всех людей». На земле Иисус избирает путь унижения и креста. Народ ждет Мессию другого типа, который решал бы проблему несправедливости с помощью насилия, и остается разочарованным. Даже Его ученики, «разделяя жизнь с Иисусом и слушая Его слова, думали о политическом царстве, установленном также при помощи силы»:
«В Гефсимании Петр обнажил свой меч и начал бороться, но Иисус остановил его (ср. Ин 18,10-11). Он не желает, чтобы Его защищали оружием, и лишь хочет исполнить до конца волю Отца, и установить Его царство не оружием и насилием, а кажущейся слабостью любви, дарующей жизнь. Царство Божье полностью отличается от земных царств».
«Власть истинного Мессии, — сказал далее Папа, — власть, которая никогда не прейдет и не будет разрушена, – это не власть земных царств, которые появляются и исчезают, но царство истины и любви. Тем самым мы понимаем, что царство, возвещенное Иисусом в притчах, и явленное открыто и недвусмысленно перед римским прокуратором, – это царство истины, единственное, которое наделяет все сущее светом и величием».
Тот, кто следует за Христом путем креста, участвует в Его царственности: «Своей жертвой Иисус открыл нам путь к тесному общению с Богом: в Нем мы стали истинными приемными сынами, и тем самым можем участвовать в Его царствии над миром. Таким образом, быть Его учениками означает не позволять себе прельщаться мирской логикой власти, но нести в мир свет истины и Божьей любви. Автор Апокалипсиса, устремляясь мыслью ко Второму пришествию Иисуса, с которым связаны суд над всеми людьми и установление вечного Царствия Божия, напоминает нам, что условием этого установления является обращение как отклик на Божественную благодать (ср. Откр 1,7). Это – могучий призыв, адресованный всем и каждому, а его суть – постоянное обращение вновь и вновь к Царству Божию, к господству Бога, Истины в нашей жизни. Мы призываем Его каждый день в молитве “Отче наш” словами “Да придет царствие Твое”, что равносильно тому, чтобы сказать Иисусу: “Господи, сделай нас Твоими, живи в нас, собери человечество, рассеянное и страдающее, дабы в Тебе все подчинялось Отцу милосердия и любви”», — подчеркнул Бенедикт XVI.
В заключение, обращаясь к шести новопоставленным кардиналам, Папа призвал их «давать свидетельство Царству Божию, истине. Это значит всегда отдавать Богу и Его воле приоритет перед интересами мира и его властей. Так будьте же подражателями Иисуса, Который, как это описано в Евангелии, в уничижении явил перед Пилатом Свою славу: любовь до конца, вплоть до жертвы собственной жизнью за тех, кого любишь».