Бенедикт XVI о блаж. Иоанне Дунсе Скоте
На последней перед отъездом в отпуск общей аудиенции по средам, прошедшей 7 июля в зале им. Павла VI в Риме, Папа Бенедикт XVI продолжил свою серию катехез о христианских мыслителях Средневековья. На этот раз в центре внимания оказалась фигура францисканца Иоанна Дунса Скота.
Он родился в Шотландии в 1266 г., вступил во францисканский орден, стал священником, изучал богословие и философию и стал крупным авторитетом в этих областях. Преподавал в университетах Оксфорда, Кембриджа и Парижа. В 1308 г., едва став преподавателем Кельнского университета, скоропостижно скончался. Современники, воздавая должное сложности рассматриваемых им проблем, глубине их анализа, точности формулировок, прозвали его «doctor subtilis», т.е. «тонким доктором», иначе говоря, проницательным аналитиком.
Научные исследования Дунса Скота касались очень широкого круга проблем. Особого внимания достойны выработанные им определения и тезисы, касающиеся тайны Боговоплощения, Страстей Сына Божия, христоцентрического подхода к богословию, роли Богородицы в деле нашего Спасения и Ее Непорочного зачатия, понимания свободы и ее отношения к интеллекту и воле.
Иоанн Павел II причислил Дунса Скота к лику блаженных в 1993 г.
Бенедикт XVI вспомнил об одном из эпизодов из жизни «тонкого доктора», когда тот вынужден был оставить Париж во время конфликта короля Франции Филиппа IV Красивого с Папой Бонифацием VIII, дабы не подписывать документа, направленного против Папы. Король стремился заставить парижских францисканцев сделать это, однако они предпочли добровольное изгнание. «Этот факт напоминает нам о том, что на всём протяжении истории Церкви верные неоднократно сталкивались с враждебным отношением и даже становились жертвами гонений за свою преданность Христу, Церкви и Папе, — продолжил Бенедикт XVI. – Мы восхищаемся теми христианами, которые учат нас держаться столь великого блага Христовой веры, каким является единство с Наследником Св. Петра, а через него – и со всей Вселенской Церковью. Блаж. Дунс Скот учит нас, что, следуя своим жизненным путем, очень важно верить, что Бог нам близок и любит нас в Иисусе Христе. Это знание питает нашу глубочайшую любовь ко Христу и Его Церкви. К свидетельству об этой любви мы призваны на этой земле».
Бенедикт XVI также обратил внимание на учение Дунса Скота о Непорочном зачатии Богородицы. Народ Божий уже верил в эту истину благодаря сверхъестественному «sensus fidei» («чутью веры»). Однако богословы не могли найти рациональных обоснований этому убеждению, а потому склонялись к его отрицанию. Со своей стороны, Дунс Скот проявил смирение по отношению к народной вере и подыскал для нее богословские аргументы, среди которых – учение о «предваряющем искуплении» Марии в силу будущих заслуг Ее Сына Иисуса Христа. Тот же аргумент использовал спустя много столетий Папа Пий IX, провозглашая в 1854 г. догмат о Непорочном Зачатии. По аналогии «чутье веры» народа Божия является «предваряющим Священным Учительством», и исповедуемые им истины должны быть впоследствии углублены и разъяснены в учении теологов и ясно выражены в постановлениях Священного Учительства Церкви (Magisterium Ecclesiam), — подвел итог Папа.
Обратившись по традиции в конце общей аудиенции к молодежи, Бенедикт XVI призвал ее подражать героическому примеру св. Марии Горетти, день памяти которой отмечался во вторник. По словам Святого Отца, «эта совсем юная девушка смогла продемонстрировать великую силу и храбрость перед лицом зла». Ее пример учит нас, что добродетель следует предпочитать всему прочему, даже если это обходится нам очень дорого. Папа поручил заступничеству св. Марии Горетти также больных («да поможет она вам переносить ваши ежедневные страдания») и молодоженам («чтобы ваша любовь всегда оставалась верной и исполненной взаимного уважения»).
Мария Горетти (1890 – 1902 гг.) была убита в возрасте 11 лет, защищая свое целомудрие от посягательств 20-летнего Алессандро Серенелли. Сам убийца подтвердил, что девочка предпочла мучительную смерть (ей было нанесено 14 ножевых ранений) потере девственности. Алессандро Серенелли провел за решеткой 15 лет, пережил религиозное обращение, по освобождении стал монахом и присутствовал на церемонии канонизации Марии Горетти в соборе Св. Петра вместе с ее матерью Ассунтой.
Перевод: Сибирская католическая газета