Бенедикт XVI не сомневается в будущем христианства в Европе
Бенедикт XVI не сомневается в будущем христианства на Старом Континенте. «Христианство – это истина, а у истины всегда есть будущее», — заявил Папа в интервью ватиканскому телевидению. Это интервью, наряду с высказываниями православных патриархов Варфоломея I и Кирилла, архиепископа Кентерберийского Роуэна Вильямса и бывшего предстоятеля Евангелической Церкви Германии епископа Вольфганга Хубера, стало частью фильма «Колокола Европы», показанного отцам Синода по окончании вечернего пленарного заседания в понедельник 15 октября.
По убеждению Бенедикта XVI, есть все основания надеяться на «весну христианства» в Европе. Эти основания находятся, прежде всего, в человеческом сердце, в которое «вписано» стремление к Богу. «Разумеется, на какое-то время можно забыть о Боге, отвлечься от Него, заняться чем-то другим, но Бог от этого не исчезнет», как не успокоится и сердце человека, пока не отдохнет в Боге.
«Еще одна причина надеяться, — продолжил Бенедикт XVI, — обусловлена тем, что Евангелие Иисуса Христа – это просто-напросто истина. А истина не может устареть. Также и об истине можно на какое-то время забыть, но истина от этого тоже не исчезнет». Папа вспомнил о совсем еще недавно доминировавших идеологиях, которые казались сильными и непобедимыми, однако спустя какое-то время исчерпали себя и лишились силы, поскольку у них не было настоящего корня. Такой корень есть у Евангелия, а потому оно никогда не может самоисчерпаться.
Надежды на будущее христианства в Европе Папа связывает с современной молодежью. «Молодые люди уже очень многое повидали, они знают, что им могут предложить идеологии и потребительство, и видят всю пустоту этого. Молодежи этого недостаточно. Молодые люди ощущают внутреннее беспокойство и заново открывают полноту христианства. Не дешевого и урезанного христианства, а христианства во всём его радикализме и глубине», — подчеркнул Святой Отец.
Отвечая на другой вопрос, он указал, что современной Европе снова грозит раскол. На этот раз не на национальной, а на мировоззренческой почве. Можно говорить о двух «душах Европы». Первая представлена абстрактным разумом, который стремится к полному освобождению от всякого исторического и культурного контекста во имя отвлеченной рациональности. Но если Европа пойдет этим путем, она утратит свою идентичность, а значит, и способность вести диалог с иными культурами.
Альтернативой является «христианская душа» Европы, открытая всему рациональному, уважающая свободу разума, но не отрекающаяся и от своих христианских корней, из которых в свое время образовалась сама Европа со всеми ее великими ценностями и институтами.
Перевод: Сибирская католическая газета