Беатификация и канонизация: в чем различия?
У тех, кто в минувшие дни наблюдал за подготовкой торжеств в Риме, связанных с беатификацией Папы Иоанна Павла II, могли возникнуть закономерные вопросы: что такое беатификация, в чем ее отличия от канонизации и какова история и необходимость такого двухступенчатого процесса причисления к лику святых в Католической Церкви?
В самом деле, различий, существующих между беатификацией и канонизацией, легко и не заметить, особенно если, как это имеет место в нынешнем случае, один Папа причисляет к лику блаженных другого Папу. Тем не менее, эти различия есть, и они довольно существенны.
Всего за три недели до беатификации Папы Иоанна Павла II Конгрегация богослужения и таинств опубликовала декрет, в котором, в частности, указывается и на эти различия. В декрете говорится об одном из трех основных отличий: количество и расположение епархий, которые могут проводить ежегодные публичные богослужения в честь человека, святость которого почитается.
Два других различия менее заметны, и они касаются того, кто торжественно просит Папу совершить акт прославления, а также уровень папской власти, который при этом используется.
Во время церемонии беатификации епископ диоцеза, где умер человек, причисляемый к лику блаженных, просит, чтобы кандидат был объявлен блаженным; при канонизации уже префект Конгрегации по канонизации святых говорит от имени всей Церкви и испрашивает, чтобы кандидат был провозглашен святым.
Еще менее заметным, но более важным является тот факт, что когда человек провозглашается святым, в этом акте «задействована папская безошибочность», о чем напомнил недавно кардинал Агостино Валлини, папский викарий Рима.
Беатификация же является «административным актом», которым Папа разрешает публичное почитание «кандидата в святые» в местах, тесно связанных с его жизнью и служением; таким местом может быть даже один лишь город, хотя обычно это диоцез, где человек жил и умер. В случае Папы Иоанна Павла II его поминовение 22 октября автоматически вводится в календари Римского диоцеза и всех диоцезов в его родной Польше.
В свою очередь, канонизация – это формальный папский декрет, провозглашающий, что кандидат был святым человеком и в настоящее время пребывает на небесах с Богом; такой декрет позволяет публичное литургическое поминовение святого во всей Церкви. Это также означает, что во славу этого святого могут освящаться церкви без специального разрешения Святого Престола (для освящения храмов во славу блаженного такое разрешение обязательно).
Беатификация получила широкое распространение лишь в начале 1600-х годов, после того, как Святой Престол окончательно упорядочил и централизовал процесс причисления к лику святых. Ранее, при Папе Сиксте IV (1483 г.), слуги Божьи, чье ограниченное почитание получало благословение Рима, стали именоваться «блаженными». С этих пор между титулами «святой» и «блаженный» закрепилось юридическое различие, тогда как прежде в Средние Века их употребление было свободным, и они были взаимозаменяемы.
Разрешение на местное почитание официально оформлялось в виде папского бреве и предоставлялось местному епископу, который обнародовал его auctoritate apostolica (от имени Папы). После учреждения Папой Сикстом V в 1588 году Конгрегации Обрядов, Папа продолжал предоставлять разрешение на местное почитание, которое должно было достигать своей кульминации в канонизации. Процедуры постепенно становились более ясными и упорядоченными, пока не приняли вид нынешних норм, утвержденных в 1983 году.
На протяжении сотен лет наиболее заметным различием между канонизацией и беатификацией был тот факт, что Папа лично возглавлял только обряд канонизации, но не беатификации. В обряде беатификации, который с 1662 года совершался во время утренней Мессы в Риме, основную роль играла Конгрегация Обрядов, тогда как Папа вечером посещал Базилику св. Петра, чтобы почтить нового блаженного и получить полную индульгенцию, которую он сам предоставлял всем верующим, посещающим базилику в этот день.
Эти границы начали размываться во время понтификата Папы Павла VI, который в 1971 году принял решение лично возглавить Мессу беатификации польского францисканского священника Максимилиана Кольбе, который был замучен в гитлеровском концлагере.
Папа Иоанн Павел II сделал обычной практикой личное совершение как беатификации, так и канонизации — он делал это сотни раз по всему миру.
Папа Бенедикт XVI, отвечая на просьбы со стороны некоторых должностных лиц Ватикана, епископов и богословов и стремясь помочь людям увидеть разницу между беатификацией и канонизацией, уже в самом начале своего понтификата, в 2005 году, возродил прежнюю традицию, согласно которой он возглавляет исключительно обряд канонизации святых, тогда как обряд беатификации возглавляется папским представителем, которым обычно является префект Конгрегации по канонизации святых. Кроме того, для того чтобы подчеркнуть связь беатификации с диоцезом, инициировавшим процесс, отныне этот обряд совершается в этом самом диоцезе, хотя в отдельных случаях епископы могут просить Святой Престол, чтобы беатификация «не римских» кандидатов проходила в Риме. Декрет, устанавливающий новую процедуру обряда беатификации, был опубликован Конгрегацией по канонизации святых 29 сентября 2005 года.
Такая практика строго соблюдалась на протяжении пяти лет, однако в сентябре прошлого года Бенедикт XVI лично возглавил Мессу беатификации Джона Генри Ньюмена в ходе своего визита в Великобританию. Второй беатификацией его понтификата, которую он возглавил лично, стало провозглашение блаженным его предшественника Иоанна Павла II 1 мая этого года.
Для того чтобы блаженный был впоследствии провозглашен святым, необходимо чудо – в буквальном смысле слова.
Для беатификации также требуется собрать доказательства чуда, совершенного по заступничеству кандидата, за исключением случаев, когда кандидат был замучен за веру – в этом случае чуда не требуется.
Второе чудо – необходимое для канонизации — должно иметь место после церемонии беатификации и рассматривается как окончательное Божественное подтверждение провозглашения, совершенного Церковью.
«Дополнительным заверением нас в том, что Слуга Божий пребывает на небе в общении с Богом, являются чудеса, которые суть Божественное подтверждение суждения, вынесенного церковными властями относительно добродетельной жизни» кандидата, – сказал Папа Бенедикт XVI в своем выступлении перед членами Конгрегации по канонизации святых в 2006 году.