Антонио Гауди: «Мой клиент не торопится»
Антонио Гауди, «архитектор от Бога», как некоторые называют его, родился в христианской семье и получил глубоко религиозное воспитание и образование. В 1883 году, в возрасте 31 года, он получил приглашение Общества почитателей Св. Иосифа возглавить архитектурное руководство строительства базилики Святого Семейства. Гауди посвятил себя телом и душой этому великому делу, отказываясь постепенно от поступавших интересных предложений, чтобы полностью посвятить себя церкви Святого Семейства. Строительство этой церкви все больше и больше обращала архитектора, созидая в нем труд его освящения.
В зрелые годы своей жизни Гауди начинал каждый свой день с участия в Святой Мессе, а затем проводил остальное время на строительной площадке, до пяти тридцати пополудни. Затем он шёл в церковь Оратория святого Филиппа Нери, расположенную рядом с собором Барселоны; там молился перед Святыми Дарами и беседовал со своим духовником. Он шёл туда пешком, потому что ему нравилось ходить. Эти пешие прогулки были для него временем размышления и молитвы.
Сезар Мартинелл, архитектор, ученик и биограф Гауди, говорил, что любой разговор с ним был не поучительным, а созидательным: «Пылкий верующий, каким он был, Гауди сопровождал все свои действия практикой христианских добродетелей, убежденный, что без них нравственность поведения невозможна». Тот же биограф отметил, что «Гауди многим казался суровым. Но те, которые знали его ближе, отзывались о нем, как об искреннем, открытом и общительном человеке (…) Многие молодые архитекторы часто ходили к нему в мастерскую в церкви, чтобы послушать его».
Писатель Мария Манент, его современник и друг, рассказывает: «Я видел, как причащается Гауди, с великим благоговением (…) Он казался древним патриархом, с нежностью говорившим о великом, торжественном и священном».
Титул «архитектора от Бога» является справедливым синтезом его жизни. Он жаждал служить Богу, и он всегда знал, что лучше всего сделать это с помощью архитектуры. Это сознание мирянина-христианина, полностью посвятившего себя служению Господу через свою профессию, привело его к решению остаться холостяком на всю жизнь. Но он признавался, что целомудрие не тяготило его.
Как и в жизни великих святых, болезнь просветила его жизнь и показала истинный путь; он вступил на этот путь без колебаний и задержек. Посвятив тело и душу своему главному делу жизни, он уже не сомневался в том, кто был его единственным «заказчиком». Он говорил: «Мой клиент не торопится». Его заказчиком был Сам Бог.
Гауди вырос в понимании и практике христианской жизни, общаясь с великими апостолами веры, такими, как Джосеф Мария Бокабелла (известный книгоиздатель Барселоны, которому принадлежит сама идея возведения храма Саграда Фамилия), св. Иосиф Маньянет, св. Энрик д’Оссо, епископы Асторги Торрас-и-Багес, де Вик, Грау и епископ Майорки Кампинс.
Гауди жил этой образцовой христианской жизнью, просвещаемый тремя книгами, которые также вдохновляли его архитектурные работы. Бенедикт XVI напомнил нам в своей проповеди на освящении базилики, 7 ноября 2010 года: «Гауди пожелал свести воедино три великие книги, из которых он черпал вдохновение как человек, как верующий и как архитектор: книгу природы, книгу Священного Писания и книгу Литургии». И еще: «Антонио Гауди был гениальным зодчим и последовательным христианином, факел веры которого горел до конца его жизни, прожитой с достоинством и в абсолютной строгости».
Созерцая великий труд Гауди, с его неповторимой красотой и богатой библейской, богословской, катехизической и литургической символикой, открываешь в его авторе душу истинного христианского мистика. Кардинал Юбани писал, что «в один прекрасный день этот храм был задуман гением архитектуры по имени Антонио Гауди», «великим строителем этого века».
Говоря словами Ле Корбюзье: «Он был человеком, полностью посвятившим себя этой работе, и его душа была глубоко христианской. Поэтому его произведения носили ярко выраженные католические и церковные черты. И Базилика Святого Семейства, вне всякого сомнения, является экстазом мистика».
Епископ Торрас-и-Багес дал новое название базилике Саграда Фамилиа после того, как увидел рисунок Иоакима Мира, на котором тот впечатляющим образом изобразил людей, просящих милостыню рядом с храмом. Поэтому епископ назвал творение Гауди «собором бедных». И Гауди относился к бедным с особым пониманием: на свои средства он построил рядом с храмом школу для детей этого бедного района.
Архитектор, который 20 марта 1879 года писал: «чтобы сделать себе клиентуру и имя, я считаю, нужно заставлять платить за труд столько, сколько он стоит», в годы, посвященные исключительно строительству храма Sagrada Fam?lia, просил в качестве оплаты всего 200 песет в месяц (что равно 1,20 евро).
Он часто посещал больных, и не только друзей, но и заболевших рабочих, ходил к ним в дома, не боясь заразиться.
Гауди умер 10 июня 1926 года в результате несчастного случая, попав под трамвай, когда шёл из строящегося храма помолиться в церкви святого Филиппа Нери. Его доставили в больницу для бедных, потому что он выглядел почти как нищий; затем, когда он пришел в себя и его нашли ученики и друзья, он отказался от лучшей больницы, выразив желание умереть в том месте с бедными. Его последними словами были: «Аминь. Боже мой, Боже мой».
Ему было 73 года, и 43 из них он посвятил руководству строительства храма Святого Семейства. Его похороны стали впечатляющей демонстрацией траура на всей территории города Барселоны. Он получил христианское погребение там, где провёл последние годы жизни – у центрального алтаря крипты храма Святого Семейства.
Жизнь Антонио Гауди и церковь Святого Семейства оказали влияние на обращение многих людей в католичество. Через несколько месяцев после его смерти архитектор профессор Школы архитектуры в Токио, Кенджимаи, посетил базилику, был потрясён увиденным, просил рассказать подробнее об авторе этого шедевра, и в конце концов обратился в католичество, заявив, что сделал это под впечатлением от Гауди.
19 марта 1998 года Ассоциация по беатификации Гауди получила письмо от Юнь Янг Джу, директора Торгово-промышленной палаты Пусана, Южная Корея, в котором он сообщал о своем переходе в католичество: такое решение он принял после подготовки выставки о жизни и творчестве Гауди.
Японский скульптор Ицуро Сотоо, приехав в Барселону, попросился работать в церкви Святого Семейства, потому что он слышал о Гауди. Он был крещен двадцать лет назад, обратившись, как он сам признался, благодаря Гауди. Затем обратилась и его жена.
Хорди Бонет – нынешний архитектор и директор строительства храма Святого Семейства и сын человека, который в прошлом, в свою очередь, занимал эту должность и лично знал Гауди – бывший член Папского Совета по делам мирян поделился одним важным воспоминанием. Он рассказал, что на одном из заседаний этого ведомства в девяностые годы, президент, кардинал Пиронио, объявил, что Папа Иоанн Павел II поручил ему просить сотрудников предложить имена некоторых мирян, которых они считают святыми за их добродетели. В одном из последующих заседаний было предложено несколько имен, среди них оказался и Антонио Гауди.
Бонет выступил с кратким представлением его жизни и творчества, подчеркнув его «пример христианского художника, верующего-мирянина, который через труд всегда демонстрировал свою католическую веру.
Из его суровой жизни, полной преданности и молитвы, питаемой каждый день чтением Священного Писания и Причастием, рождается его оригинальная архитектура (…), которая преобразует материю, чтобы выразить через нее красоту, сияние истины».
Антонио Гауди часто говорил, что «в храме Святого Семейства все провиденциально».
Это божественное провидение, через его молитву при жизни и заступничеств после смерти, ярко выражается в отсутствии серьезных аварий в строительстве базилики с момента её зарождения в 1882 г. по настоящее время, в отношении как рабочих, так и посетителей. Вот лишь некоторые статистические данные: с 1997 по 2012 год включительно, храм Святого Семейства посетили примерно 35 миллионов человек; следует отметить, что, до ноября 2010 года, он был еще в стадии строительства. При этом нужно иметь в виду, что восемь уже завершенных башен высотой 100 метров, и первые четыре из них были начаты Гауди с помощью технических средств и мер безопасности, имевшихся в распоряжении в то время. Архитектор смог увидеть завершение только первой башни, посвященной апостолу Варнаве.
Хорди Бонет говорит: «За сорок лет, в течение которых я был членом строительного совета базилики, не было ни одного серьезного несчастного случая. Лишь один рабочий, управлявший строительным краном, упал с высоты, пытаясь помочь напарнику, и сломал таз, полностью выздоровев через несколько месяцев».
И это не может не вызывать удивления, потому что эти цифры противоречат статистике несчастных случаев на производстве в стадии строительства. На любой стройке необходимо принимать меры предосторожности, чтобы избежать несчастных случаев, но, к сожалению это не всегда помогает предотвратить несчастные случаи, и чаще всего очень тяжелые.
Я уверен, пишет в заключение статьи кардинал Луис Мартинес Систаш, что отсутствие несчастных случаев — не просто совпадение. Учитывая огромное количество посетителей, которые проходят мимо ведущихся строительных работ, а также множество рабочих, которые трудятся на высоте десятков метров, — кажется невозможным, что за эти 130 лет строительства базилики не было никаких серьёзных аварий.
Антонио Гауди был гениальным архитектором и примерным христианином. Было бы провиденциальным, если бы можно было отпраздновать вскоре беатификацию первого архитектора в истории в стенах базилики, которую он спроектировал и начал строить.
Кардинал Луис Мартинес Систаш, архиепископ Барселоны
Источник: Радио Ватикана