14 января католики византийского обряда и православные празднуют Обрезание Господне и чтят память святого Василия Великого
14 января, в первый день Нового года по Юлианскому календарю, православные и греко-католики празднуют Обре́зание Господне, а также чтят память святителя Василия Великого.
Обряд обрезания Младенца Христа был совершён в соответствии с требованием Закона Моисея, данного Богом народу Израиля (ср. Быт 17,10-14; Лев 12,3).
«Тайна восьмого дня»
Согласно Закону, каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками. О том, что над Младенцем Иисусом был совершён обряд Обрезания, прямо сказано в Евангелии от Луки. Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещённое Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31–33; Лк. 2, 21).
Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии у христиан обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.
В церковный календарь праздник вошел в IV веке. Канон к нему был написан преподобным Стефаном Савваитом.
***
Также 14 января православные и католики византийского обряда чтят память одного из самых известных и почитаемых на христианском Востоке Святых Отцов, одного из трех Великих Каппадокийцев, богослова и проповедника Василия Великого.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.
Святитель Василий стал одним из отцов Церкви, тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.