Вторая великопостная проповедь о. Раньеро Канталамессы: что значит, слушаться слова Божия?

Вторая великопостная проповедь о. Раньеро Канталамессы: что значит, слушаться слова Божия?

«Примите насаждаемое слово»: такую тему проповедник Папского Дома, священник-капуцин избрал для второй великопостной проповеди, произнесённой им в Ватикане в присутствии Папы Франциска и членов Римской Курии в пятницу 26 февраля. Продолжая беседу об основных документах Второго Ватиканского Собора, о. Раньеро предложил поразмышлять о Догматической конституции Dei Verbum, в которой обсуждаются вопросы богодухновенности Священного Писания и его взаимоотношений со Священным Преданием.

В отличие от лжебогов-идолов, Бог Библии — это «Бог говорящий». Его Слово достигает сокровенной глубины человеческих сердец. В ветхозаветные времена Слово Божие иногда звучит как мощный гром, иногда — как лёгкий ветерок. С приходом Христа Божья коммуникация меняется радикальным образом: Слово становится плотью, и Бог начинает говорить голосом человека, Сына Божьего. Это возвещение уже не начинается со слов «Так говорит Господь!», но произносится от первого лица: «Я говорю вам!».

Согласно святому Августину, Таинство -­ это «Слово Божье, которое можно увидеть». А отец Канталамесса назвал Слово Божие «таинством, которое можно услышать». Оно — таинство, которое действует далеко за пределами наших ограниченных возможностей.

Проповедник Папского Дома предложил присутствующим задаться вопросом: «Как сделать, чтобы Слово Божье стало путеводителем личной святости?». В этом к нам на помощь приходит святой апостол Иаков, из послания которого о. Канталамесса выделил три основных момента.

Прежде всего нужно принимать Слово Божие, избегая соблазна ограничиться одним лишь критическим прочтением и толкованием и следованию одной лишь букве. Читать Слово Божье, согласно святому Иакову, ­ это как бы вглядываться в зеркало, не сосредотачиваясь при этом на разглядывании самого зеркала и его оправы.

Отец Канталамесса процитировал евангельскую притчу о сеятеле, в которой Иисус помогает нам выяснить, где каждый из нас находится с точки зрения принятия Слова Божьего. Есть четыре типа почвы, в которую падает посеянное зерно: при дороге, на камнях, в терниях и на доброй земле. Читая эту притчу, отметил проповедник, мы склонны сразу же относить себя к последней категории. «На самом же деле -­ и вот так сюрприз! -­ доброй землёй являются те, кто склонен относить себя к какой-то из трёх предыдущих категорий. Те, кто смиренно сознаются в том, как часто они слушают невнимательно, сколько раз после чтения Библии забывают о своих принятых в присутствии Бога решениях, как часто позволяют себе потеряться в многоделании и в материальных проблемах».

Второй этап нашего пути заключается в том, чтобы сосредоточить свой взгляд на Слове Божьем, размышлять о нём и созерцать его. «Душа, которая вглядывается в зеркало Божьего Слова, учится видеть свой истинный облик, она обнаруживает свои отличия от образа Божия, от образа Христа». К счастью, отметил священник­капуцин, в этом зеркале человек находит также отражение лика Бога и Его сердца, преисполненного милосердия.

Наконец, существует третий этап, особенно дорогой Иисусу. О нём свидетельствует святой апостол Иаков: «Будьте же исполнители Слова». Если мы будем внимательны, то с удивлением поймём, что всякий раз во время Литургии Слова или в другое время мы можем воскликнуть: это ведь подмечено прямо для меня! Вот что я должен теперь сделать! Мы всегда должны внимать Слову Божьему и слушаться его, а это означает следовать добрым внушениям.

«Слово Божие направило тебя на благое, вдохновило на добрую исповедь, на примирение, на дело милосердия? Побудило тебя прервать на мгновение работу и обратиться к Богу сословами любви? Не мешкай! Не позволяй улетучиться этому вдохновению!» — сказал проповедник Папского Дома в заключение.

По материалам Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна