Ватикан: Синод по делам семьи завершил свою работу

Ватикан: Синод по делам семьи завершил свою работу

Синод Епископов по делам семьи завершил свою работу в Ватикане вечером 24 октября. 270 синодальных отцов обсуждали эту важнейшую тему с 4 октября.

Синодальные отцы приняли заключительный документ, который, в частности, одобряет поиск «пастырских путей» к допущению второбрачных католиков к таинствам Церкви. В каждом конкретном случае, отмечается в документе, к верующим, вступившим в повторный брак, следует проявлять индивидуальный подход. Никаких общих правил относительно второбрачных синод не принял. Синодальные отцы обратились к Папе с просьбой подготовить «документ о семье».

Заключительный документ, состоящий из 94 пунктов, касается различных сторон «призвания и миссии семьи в Церкви в современном мире». Отдельные пункты посвящены мигрантам, вдовцам и вдовам, людям, не состоящим в браке, деторождению, воспитанию детей, старости, подготовке духовенства и т.д.

В преамбуле документа синодальные отцы «благодарят Господа за ту щедрую верность, с которой многочисленные христианские семьи отвечают на призвание к миссии, преодолевая препятствия, непонимания и страдания. Вся Церковь выражает таким семьям свою поддержку».

Также на протяжении всего документа неоднократно упоминается учение Церкви о нерасторжимости брака и о том, что брак – это союз мужчины и женщины, которые дополняют друг друга в этом союзе.

Разведенным католикам, вступившим в повторный брак, посвящены пункты 84-86 заключительного документа. Эти параграфы были приняты двумя третями голосов с минимальным большинством. Синод сохранил ряд ограничений на участие таких верующих в церковной жизни: в частности им не разрешено быть крестными родителями, катехизаторами, а также читать отрывки и Священного Писания во время мессы.

Относительно «более полного участия» второбрачных в жизни Церкви – то есть их допущения к таинствам покаяния и причастия – синод высказался за «путь различения», который предполагает «испытание совести» под руководством священника. Вдохновляясь апостольским воззванием Иоанна Павла II Familiaris Consortio (1981), синодальные отцы сочли, что каждый конкретный случай вступления в повторный брак следует рассматривать индивидуально.

Если в Familiaris Consortio Папа Войтыла призывал «тщательно различать ситуации», не смешивая тех, кто «стремились сохранить первый брак и были несправедливо оставлены» и тех, кто «по своей собственной тяжелой ошибке разрушили брачный союз». Документ последнего синода предлагает священникам «сопровождать заинтересованных лиц на пути различения, согласуясь с учением Церкви и ориентирами, полученными от епископа». «На этом пути, — говорится в тексте, — будет полезно провести испытание совести, предаться глубоким размышлениям и раскаяться».

Синод называет конкретные критерии этого «различения»: «Разведенные католики, вступившие в повторный брак, должны спросить себя, как они относились к своим детям в тот момент, когда брачный союз вступил в фазу кризиса; предпринимались ли попытки примирения; в каком положении оказался оставленный супруг; каковы отразилась новая связь на остальной семье».

«В определенных обстоятельствах людям бывает очень трудно поступить иным образом, — гласит заключительный документ Синода. – Следовательно, полностью поддерживая общие нормы, необходимо признать, что ответственность за определенные действия и решения может в различных случаях быть различной».

Избегая употреблять такие слова, как «таинства» или «евхаристия», синодальный документ предлагает второбрачным искренне побеседовать со священником, что позволит «вынести верное суждение о том, что является препятствием к возможности боле полного участия в жизни Церкви».

Основанный на консенсусе и не содержащий жестких формулировок в этих параграфах, заключительный документ предоставляет широкую свободу действий Папе Франциску, к которому синодальные отцы обратились с открытой просьбой подготовить «документ о семье».

Касаясь вопроса о гомосексуализме, синодальные отцы призвали к «особому вниманию» по отношению к «семьям, в которых есть лица гомосексуальной ориентации». При этом синод подчеркнул, что Церковь решительно выступает против однополых «браков»: «Недопустимо, чтобы местные церкви уступали давлению по данному вопросу и чтобы международные организации ставили условием оказания финансовой помощи бедным странам принятие этими странами законов, легализующих «браки» между представителями одного пола», — говорится в заключительном документе.

Касаясь пар, состоящих в сожительстве или же заключивших только гражданский брак, синод признает, что «во многих случаях решение жить вместе является признаком таких отношений, ориентированных на стабильность». И тогда «постоянная связь» может стать этапом «на пути к таинству брака».

Заключительный документ также говорит о подготовке к браку и призывает усовершенствовать пастырскую работу в этой области.

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна