Синод: толерантность vs инклюзивность. В Москве прошла встреча, посвященная Генеральной Ассамблее Синода о синодальности

Синод: толерантность vs инклюзивность. В Москве прошла встреча, посвященная Генеральной Ассамблее Синода о синодальности

9 ноября с.г. в курии Архиепархии Божией Матери в Москве на территории Кафедрального собора состоялась встреча с Архиепископом Павлом Пецци и Оксаной Пименовой, которые рассказали об участии в первой Генеральной Ассамблее Синода о синодальности, прошедшей в Риме в октябре.


Один из вопросов на встрече был посвящен методологическим ошибкам, в той или иной мере наблюдавшимся на епархиальном и континентальном этапах работы. В частности, неверному пониманию духа инклюзии, на котором настаивали организаторы Синода и который в некоторых приходах и общинах был трактован скорее как — готовность вежливо выслушать нестандартные и непопулярные мнения, при этом не входя в живое отношение, общение с их носителями. Епископа Павла и Оксану попросили прокомментировать эту разницу между толерантностью и инклюзивностью и по возможности поделиться примерами инклюзии, увиденными и услышанными на Синоде.

Архиепископ сразу подчеркнул, что толерантность — это не христианская категория, а абсолютно светская, даже безбожная: “Толерантность похожа на стоицизм. Её суть в том, что ты не можешь изменить другого и поэтому терпишь его, но он ни в коем случае не входит в твою жизнь, ты не допускаешь его в свою жизнь. И если смотреть на это не как на теорию, а на то, как это осуществляется в повседневной жизни, то это ужасно. Посмотрите на сегодняшнее одиночество! Люди испытывают его, даже когда находятся в толпе”.

“В то время как — это христианская культура”, — продолжил епископ. — “ — это то, о чем говорит апостол Павел: всё испытывайте и хорошего держитесь. То есть ты допускаешь в твоё пространство другого, даёшь ему пространство в себе, в своей жизни. Это абсолютно христианская культура!”

Из того, что рассказали владыка Павел и на этой встрече, очевидно, что без такого подхода в Синодальном процессе слушание и совместный путь просто невозможны. В противном случае наши будут становиться лишь площадкой для провозглашения собственного мнения и для критики носителей противоположной позиции, то есть мы никак не приблизимся к совместному распознаванию воли Святого Духа, как предлагает нам Церковь.

Оксана Пименова рассказала, что в процессе общения на Синоде, она всё больше осознавала, насколько культура, общество, регион влияют на то, каким образом Церковь присутствует в разных уголках мира. И то, что нам представляется абсолютно невозможным, в других поместных Церквах может существовать как вынужденная мера. “Например, в каких-то регионах по факту существует или практикуется в той или иной степени женский диаконат, потому что есть проблема отдалённости регионов, куда не может часто приезжать священник. Зато есть авторитетное лицо, женщина, которая осуществляет определённые таинства и обряды: например, Крещение или отпевание”. Приводя этот пример, Оксана особенно подчеркнула вопросы соответствия истинности и милосердия как важные аспекты инклюзии, а также привела пример инклюзии, который даёт нам Сам Христос в Евангелии: “Он не боялся идти к тем людям, которые никак не соответствовали представлениям общества, представлением фарисеев, при этом не отказываясь от истины, которую Он нёс в Себе”.

Как сказала Оксана, невозможно возвещать истину, не имея открытости и любви к другому, не встретив человека по-настоящему. “Но то, как делать это на практике, во всём многообразии случаев, это одна из самых больших задач сейчас, один из самых больших вопросов”, — добавила она.

Поиск ответа на этот вопрос — отчасти задача членов епархиальной синодальной группы, которые вместе с епископом и Оксаной призваны сопроводить новый этап Синодального процесса в нашей поместной Церкви, чтобы он проходил в соответствии с методом, предложенным организаторами Синода. С другой стороны, как дал понять Архиепископ, поиск конкретных форм для осмысления промежуточного документа — пространство для творчества приходов и общин Архиепархии, в котором члены общин могут объединяться в группы по собственному желанию. Главное условие — сообщить об этом Синодальному координатору в Архиепархии свящ. Кириллу Горбунову. А в случае необходимости можно просить методологического сопровождения у членов синодальном группы.

Подробнее о предстоящей работе над промежуточным документом — в следующем и заключительном материале, посвященном рассказу Архиепископа Павла и Оксаны о Синоде.


Текст: Анастасия Бозио

Фото: Ольга Дубягина

Источник: сайт Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна