Третье воскресенье Адвента. Gaudete (11 декабря 2016 г.)

Третье воскресенье Адвента. Gaudete (11 декабря 2016 г.)

Чтения третьего воскресенья Адвента повествуют о радости народа, ожидающего Мессию, и об Иоанне Крестителе, возвещающем скорый приход Христа. Входное песнопение этого дня начинается со слов «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. /…/ Господь близко» (Флп 4,4-5). На латинском языке это звучит как:  in Domino semper, iterum dico, . Dominus enim prope est.

Первое слово антифона и дало название этому воскресенью – Gaudete. В прежние времена пост перед Рождеством был довольно строгий, и воскресенье на его пике призвано было, с одной стороны, послужить поддержкой утомленным духовными подвигами верующим, а с другой – напоминать о той радости, которую принесет празднование Рождества.
Вот свидетельства наполняющей воскресенье Gaudete радости:

3-Advent_21. Литургический цвет этого дня – розовый. Можно служить и в привычном для адвентовского времени фиолетовом орнате, но всё-таки редкий для богослужебных одеяний розовый цвет будет предпочтителен.

Первые христиане не особо жаловали этот цвет, поскольку он ассоциировался у них с языческими культами. Цветок розы, цветок Афродиты, имел сексуальный оттенок и никак не вязался с христианским мировоззрением.
Позднейшее использование этого символа Церковью было связано с библейским пониманием цветка. Отказавшись от сексуального контекста античных культов, Отцы и Учителя Церкви говорили о розе как о символе чистоты возлюбленной. Роза стала также напоминанием о рае, где у этого цветка нет шипов.

В эпоху Средневековья происходит новое осмысление символа розы. Фасады готических соборов начинают украшать круглые витражные окна, именуемые «розами». Здесь стоит вспомнить, что западная стена храма традиционно ассоциировалась со Страшным Судом. Вся композиция фасада напоминала о грядущем Мессии, который придет, чтобы отделить козлов от агнцев. Переливающаяся разными красками роза являла собой милость и заступничество Божьей Матери, истинной Райской Розы, которая вспомнит о своих заблудших детях в День Суда.
С XIII века образ розы начинает ассоциироваться исключительно с Марией. Этому особенно способствует распространение Доминиканским орденом молитвы Розария, само название которой связано с этим цветком.

2. Первое чтение: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие. Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис 35,1-6a.10).

12341398_911430928939238_4207107283274078718_nВ этих словах мы слышим призыв к измученным испытаниями людям радоваться в связи с грядущим пришествием «в славе и величии» Господа, Который принесёт нам исцеление, спасение, любовь, милосердие и ликование. Нам предстоит вернуть себе потерянную радость. Бог снова и снова обращается к нам, призывая к радости. Нам нужно открыть свои сердца этой радости, позволить ей войти туда и принести обильные плоды, и тогда мы сможем делиться ею с другими людьми, приглашая их к той радости, какую испытываем мы сами.

3. Псалом этого дня (Пс 146) гласит: «Бог вечно хранит верность,  творит суд обиженным, даёт хлеб алчущим. Господь разрешает узников. Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных; Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев. Поддерживает сироту и вдову; а путь нечестивых извращает. Господь будет царствовать во веки, Бог Твой, Сион, в род и род».

По содержанию этот текст перекликается с первым чтением: Господь придёт, чтобы исцелить наши немощи и болезни, чтобы помочь самым нуждающимся и обездоленным, и сознание этого наполняет наши сердца радостью. Мы призваны возложить всё упование на Бога и уверовать в близящееся Спасение.

204. Второе чтение призывает нас к терпению в ожидании  Господа, Который уже «приближается» и стоит «у дверей». И чем сильнее это терпеливое ожидание, тем большей будет грядущая радость Встречи: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний или поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуждёнными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак 5,7-10).

5. На первый взгляд кажется, что Евангельское чтение третьего воскресенья Адвента выбивается из общего строя богослужения, всецело обращенного к радости и открытости сердца навстречу Грядущему Мессии.
«В то время: Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? тростник ли, ветром колеблемый? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.» (Мф 11,2-11).

Однако внимательный слушатель сразу отметит связь этого чтения с содержанием всех предыдущих чтений и звучащими в них призывами к радости.
Воскресенье Gaudete в Кафедральном соборе НовосибирскаВо-первых, речь идет о том самом человеке, который, будучи еще младенцем во чреве матери Елизаветы, «взыграл», приветствуя находящегося во чреве Марии Спасителя.
Во-вторых, этот человек сам свидетельствует о своем горячем ожидании грядущего в мир Мессии, о желании  встретить Его, хотя Его присутствие бывает нелегко распознать среди скорбей мира сего, среди подстерегающих нас испытаний и трудностей. Ведь и Креститель, вопрошающий о Мессии, томится в темнице. В этом случае нам необходимо то самое терпение, о котором говорит второе чтение.
В-третьих, Иисус, отвечая Иоанну, указывает на те же самые признаки Своего присутствия, о которых говорится в первом чтении: это явления Божия милосердия, прощения, исцеления людских немощей и болезней и связанная с ними великая радость благовестия.
И наконец, воздавая должное Иоанну Крестителю, «большему из рожденных женами», Иисус, тем не менее, указывает, что даже «меньший в Царствии Божием больше него»: именно потому, что тем, кому выпало великое счастье жить в эпоху Церкви, ведомо об уже совершенном Иисусом Христом деле Воплощения и Искупления, и такой человек не может не радоваться, как бы ни были велики выпавшие на его долю испытания и каким бы томительным не выглядело порой ожидание нашего окончательного воссоединения с Господом.

Евангельское чтение, не говоря напрямую о радости, словно бы собирает все тексты литургии Слова в один прекрасный букет роз. Мы слышим в них и горячее желание всякого верующего сердца побыстрее встретить Спасителя, и готовность к терпеливому, вдохновленному послушанием и любовью ожиданию пришествия Господня, и великое счастье видеть, как Божия благодать творит дела прощения и исцеления вокруг нас. Источником радости во всех этих случаях является уверенность в близости и присутствии Господа среди нас, что, однако, не отменяет трудностей и скорбей этой жизни, пока всё еще длится время испытаний.

IMG_1034В далекие времена в третье воскресенье Адвента освящали знамёна и хоругви. Этот обычай возник во времена Крестовых походов. Тогда Христа воспринимали как Главу Церкви воинствующей. Стоит вспомнить, что в это же время появились изображения Воскресшего Христа с хоругвью в руках. Принося в воскресенье Gaudete знамена в храм, рыцари выражали свое желание следовать за Мессией, отстаивать Его интересы силой оружия. Сейчас смысл этого обычая поменялся. В тех странах, где до сих пор представители различных общин и церковных движений приносят в воскресенье Gaudete свои значки и символы в храмы для освящения,  Церковь не устает напоминать всем верным, что главное их свидетельство – это радость и любовь, которыми живут наши общины и приходы. Именно они – главное свидетельство присутствия Христа в нашей жизни, более значимое, нежели внешние знаки, символы и эмблемы.

С использованием материалов Gaudete.ru

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна