Проповедь Апостольского Нунция архиепископа Челестино Мильоре на Святой Мессе воспоминания Тайной Вечери в Кафедральном соборе в Москве, 13 апреля 2017

Проповедь Апостольского Нунция архиепископа Челестино Мильоре на Святой Мессе воспоминания Тайной Вечери в Кафедральном соборе в Москве, 13 апреля 2017

Ещё примерно пятьдесят лет назад Католическая Церковь предпочитала праздновать Пасхальное Триденствие (Святой Четверг, Пятницу и Субботу) утром. Только Второй Ватиканский Собор перенёс празднование на вечер. И этому была очевидная причина. Тайная Вечеря, которую мы вспоминаем сегодня в Великий Четверг, имела место быть вечером. В Пятницу, пополудни, в момент смерти Иисуса, сумерки и ночь снизошли на всю землю — вплоть до момента, когда мощь и великолепие Воскресения заполнили собой третью ночь — Субботы.

Омовение ног и установление Евхаристии, которые празднуются сегодня вечером; высочайший акт любви Иисуса на Кресте, который мы восстановим в памяти завтра, а также свет, радость, надежда и жизнь, прорастающие из события Воскресения в наступающую субботу, — всё это может быть более адекватно понято и прочувствовано в естественной среде, в контексте тайны ночи.

В Библии мы находим много впечатляющих ночей. Была первая ночь, которую Книга бытия зовёт хаосом, из которой Бог призвал к существованию всё творение и человека. Затем — была долгая и многострадальная ночь Великого Потопа и позже — ночь надежды, в которую Бог призвал Авраама, бывшего уже в преклонном возрасте и не имевшего детей, воззреть на небо и посчитать неисчислимые звёзды и поверить, что его потомство превзойдёт эти звёзды по числу. Ещё была ночь, в которую Голос Божий несколько раз будил Самуила, призывая его последовать за Собой. И таким же образом в одну Святую Ночь звезда явила знак Рождества Спасителя в Вифлееме. Также ночью Иисус уединялся, чтобы молиться, разговаривать с Отцом, узнавать Его волю. Ночью совершилась Пасхальная Тайна. И сейчас мы все движемся к последней ночи — эсхатологической, — которая обоймёт весь мир и зажжёт рассвет нового творения.

Тем временем мы пребываем в некой полу-ночи, составленной из сумерек и теней — «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его… (Он) пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 5, 11), как говорит в начале своего Евангелия Апостол Иоанн. Эта ночь — бесплодная и пустая. Когда наши сердца ожесточены злом, упорством и отвержением любой формы любви, и мы остаёмся непроницаемыми для любого луча света и раскаяния.

И в противовес — в эти дни мы празднуем три созидательные и спасительные ночи. Вместе с Евхаристией Господь входит в жизнь каждого человека, семьи и общества. Иисус берёт на Себя наши жизненные обстоятельства и преображает беду и ночь — личные и социальные, — делая из нас новое творение.

Если мы открываемся дару Иисуса в Евхаристии — как раз становимся новым творением. И таким образом наши личные и социальные ночи перестают быть источником унижения и расстройства, чтобы стать основанием, на котором Иисус совершает невозможные чудеса.

Через несколько минут мы вслед за Иисусом совершим омовение ног, которое Он соделал в вечер Тайной Вечери. Этим жестом мы обязуемся быть служителями нашим братьям — людям, с которыми живём, трудимся, просто идём по улице или же молимся в церкви. Но речь идёт не только о личном усилии жить по-братски, но и о даре, который подаёт нам Иисус.

Омовение ног и Евхаристия хорошо стыкуются не только сегодня вечером, но и каждый день. И действительно, как говорит Иисус: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13, 15).

Возьмём же пример с Иисуса и воплотим его на практике, чтобы каждый день пробовать на вкус красоту и радость Христова ученичества.

 

Источник: Информационая служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна