Очищение памяти и культурный экуменизм в отношениях со славянскими Православными Церквами

Очищение памяти и культурный экуменизм в отношениях со славянскими Православными Церквами

10bis2 - копияТолько пять из четырнадцати Православных Церквей, признанных автокефальными в православном мире, являются славянскими: Московский Патриархат (который включает в себя различные автономные Церкви, в частности, на Украине и в Белоруссии), Патриархия Сербии, Болгарский Патриархат, Автокефальная Церковь Польши и Автокефальная Церковь территорий Чехии и Словакии. И хотя по числу верующих эти Церкви, несомненно, очень отличаются друг друга, они связаны общей традицией и обладают значительным весом в мировом православии: более двух третей православных верующих в мире представляют  славяне. Поэтому отношения между Святейшим Престолом и этими Церквами являются особенно важными.

С падением железного занавеса отношения между Католической Церковью и славянскими Православными Церквами были отмечены различными трудностями, не столько богословской природы, сколько психологической: вновь открылись раны прошлого, а также взаимная подозрительность, зачастую связанная с национальными вопросами. Два направления были определены как имеющие особенно важное значение для установления  экуменических отношений с этими Церквами; с одной стороны — это работа по «очищению памяти», и с другой — развитие «культурного  экуменизма». Именно эти два аспекта мы бы хотели упомянуть, представляя вкратце отношения между Святейшим Престолом и некоторыми славянскими Церквами в 2015 году, в частности, с Сербским Патриархатом и Московским Патриархатом.

Экуменические отношения в минувшем году были особенно динамичными с Сербской Православной Церковью. Кардинал Курт Кох, президент Папского совета по содействию
христианскому единству, посетил Сербию дважды и встретился, в обоих случаях, с Патриархом Иринеем. Первый визит, 24 февраля прошлого года, был предназначен для того, чтобы передать предстоятелю Сербской Православной Церкви ответ Папы  Франциска на письмо Патриарха stepinacпо поводу канонизации блаженного кардинала Алоизия Степинаца. В связи с этим кардинал сообщил Патриарху Иринею предложение Святейшего Отца о создании совместной рабочей группы для изучения истории отношений между хорватами и сербами во время Второй мировой войны с целью внести вклад в «очищение памяти». В самом деле, раны во взаимоотношениях между католиками-хорватами и  православными сербами призывают к совместному переосмыслению истории самым объективным образом.

Это переосмысление кажется важным особенно для того, что касается роли, которую сыграл во время Второй мировой войны блаженный Степинац. Цель такой рабочей группы, задача которой, под патронажем Святейшего Престола, должна быть выполнена в течение короткого времени, заключается не в том, чтобы  вмешиваться в процесс канонизации, athenagoras_paulus_1964который является внутренним делом Церквей, но в том, чтобы способствовать очищению памяти, необходимого для примирения между Церквами и между народами. Кроме того, благодаря этому совместному процессу переосмысления истории стало возможным снять взаимные отлучения 1054 года по взаимному акту блаженного Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора, седьмого декабря 1965 года, —  пятидесятую годовщину этого исторического события мы отметили в прошлом году. Ещё одним успешным примером этого процесса в Центральной Европе стала Чехия, переосмыслившая в девяностых годах прошлого века трагическую историю отношений между католиками и гуситами.

Желая дать продолжение этому первому визиту, кардинал Кох вновь посетил Сербию во второй половине прошлого года. Ещё одна аудиенция у Патриарха Иринея, в присутствии митрополита Черногории Амфилохия и епископа Нови-Садского и Бачского Иринея, позволила углубить размышление, начатое в феврале и принять к сведению одобрение, данное епископской ассамблеей Сербской Православной Церкви на предложение Святейшего Отца. Этот второй визит кардинала Коха имел также целью узнать больше о состоянии экуменической реальности Сербии. В сопровождении апостольского нунция Орландо Антонини кардинал встретился с католическими епископами страны, а также с духовенством и катехизаторами епархий Белграда и Суботицы и поговорил с ними о местной экуменической ситуации. В рамках экуменической встречи, организованной на факультете православного богословия в Белграде в сотрудничестве с поместной католической епархией кардинал Кох прочитал лекцию на тему «Перспектив экуменического диалога с Православными Церквами». Кардинал также встретился с президентом Республики Сербия Томиславом Николичем и с министром иностранных дел Ивицей Дачичем. Визит прелата также дал возможность обсудить с Сербской Православной Церковью некоторые культурные аспекты экуменизма, а именно, условия сотрудничества между факультетом теологии в Белграде и богословским факультетом Папского Латеранского университета в рамках соглашения, подписанного в 2004 году между двумя институтами, а также совместные проекты с Ватиканской библиотекой, начало которым было положено во время визита архиепископа Жана-Луи Брюге, архивариуса и библиотекаря Святой Римской Церкви в Сербию в сентябре 2014 года.

t6_900[1]В июле 2015 года члены Постоянного совета Конференции хорватских епископов отправились в Рим, чтобы встретиться с государственным секретарём Ватикана кардиналом Пьетро Паролином и с кардиналом Кохом с целью обсудить задачи и возможности конкретизации Совместной рабочей группы по вопросам истории.

В ответ на визиты кардинала Коха в Сербию делегация Святейшего Синода Сербской Православной Церкви прибыла в Рим 16 января 2016 года, чтобы представить некоторые предложения по будущему составу Совместной рабочей группы. Делегация, состоявшая из митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, епископа Нови-Садского и Бачского Иринея, а также бывшего посла Сербии при Святейшем Престоле Дарко Танашковича, была принята на частной аудиенции Святейшим Отцом; состоялась также встреча с кардиналом Кохом. Желательно, чтобы группа могла начать свою работу в 2016 году, в надежде, что это будет способствовать более широкому примирению между Католической Церковью и Православными Церквами во всем мире.

Кроме того, мы также надеемся, что этот процесс переосмысления общей истории может служить моделью для других ситуаций, где память по-прежнему ощущает раны прошлого. Это случай, без сомнения, Украины, отмеченной болезненной историей межконфессиональных отношений, в частности, между греко-католической Церковью и Украинской Православной Церковью Московского Патриархата: история «униатства», но также факты Второй мировой войны и «Львовский собор» 1946 года продолжают оказывать отрицательное влияние на экуменические отношения. Вопрос о памяти и примирении по праву был в центре пятнадцатого международного симпозиума Успенских чтений под названием «Истина, память, примирение», организованного с 22-го по 25 сентября 2015 года в Киеве Центром святого Климента  «Общение и диалог культур», под патронатом Папского совета по содействию христианскому единству.

01779_15062015Отношения между Святейшим Престолом и Московским Патриархатом также заметно укрепились в течение 2015 года. Обмены делегациями умножились. Достаточно упомянуть о том, что митрополит Иларион, председатель Отдела внешних связей Московского Патриархата, приезжал в Рим четыре раза в течение прошлого года и дважды был принят Папой Франциском в частной аудиенции (15 июня и 21 октября). Митрополит встречался также с ватиканским госсекретарём кардиналом Пьетро Паролином (26 июня) и несколько раз с кардиналом Кохом. Два из этих визитов имели целью участие в работе Редакционной группы (24-26 июня) и Координационного комитета Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью (14-18 сентября). Предыдущая пленарная ассамблея комитета состоялась в сентябре 2014 года в Аммане, Иордания. Последний визит митрополита (19- 21 октября) предусматривал его участие в качестве братского делегата в четырнадцатой общей ассамблее Синода Епископов.

01882_15062015Отношения укрепились особенно в области того, что можно назвать «культурным экуменизмом». Этот тип экуменизма, наряду с другими формами экуменизма — богословского, духовного, пастырского и практического — кажется особенно перспективным в отношениях между Святейшим Престолом и Московским Патриархатом. Смешанная группа координации культурных проектов между Святейшим Престолом и Московским Патриархатом, созданная по инициативе Папского совета по содействию христианскому единству и Отдела внешних связей Патриархата, собралась в первый раз в Москве 20 февраля прошлого года. Делегация Святейшего Престола включала в себя представителей различных ведомств римской Курии: делегата Папского совета по культуре епископа Карлоса Альберто де Пинхо Морейра Асеведо, о. Андреа Чуччи из Папского Совета по делам семьи и в качестве представителя Папского совета по содействию христианскому единству — автора этой статьи. Со стороны Русской Православной Церкви присутствовали, при координации Отдела внешних связей, представители различных структур Патриархата. Это первое заседание координационной группы позволило запустить три проекта, которые затем были осуществлены в течение 2015 года.

Первый проект предусматривал летний курс в Москве для католических священников. Московский Патриархат, при сотрудничестве с Папским советом по содействию христианскому единству, впервые пригласил в Россию, с 30 августа по 13 сентября, десять молодых католических священников и семинаристов разных национальностей, обучающихся в различных Папских университетах в Риме. Вдохновляясь моделью пребывания, которую уже много лет предлагает Апостольская Диакония Святейшего Синода Элладской Церкви, летний курс имеет целью изучение русского языка, а также знакомство с русской культурой и духовностью. Было организовано несколько визитов в святые места русского  православия, в частности, в Троице-Сергиеву Лавру, недалеко от Москвы, и в Дивеевский монастырь, знаменитый тем, что его духовно опекал преподобный Серафим Саровский. Во время своего пребывания в России студенты-католики также имели многочисленные встречи с русскими епископами, священниками и монахами, среди которых митрополит Иларион, епископ Савва Воскресенский и митрополит Нижегородский Георгий. Группа высоко оценила этот опыт приобщения к русскому православию, который должен повториться в 2016 году.

DSC_2967Два других проекта в области искусства были организованы совместно с Отделом внешних связей Московского Патриархата и Папским советом по содействию христианскому единству в декабре 2015 года. Во Дворце канцелярии была размещена выставка работ современного русского художника Василия Нестеренко, автора великолепных фресок Храма Христа Спасителя в Москве, под названием «Свет Христов светит всем». В Папской базилике Святого Иоанна на Латеране, 17 декабря 2015 года, состоялся совместный экуменический концерт под названием «Ut unum sint», в котором Папская Сикстинская капелла и Синодальный хор Московского Патриархата исполнили произведения духовной музыки Востока и Запада.

DSC_2985По случаю этого концерта кардинал Кох дал такое определение культурного экуменизма: «Этот вид экуменизма основан на признании того, что культурные различия, к сожалению, иногда порождали непонимание между христианами разных традиций. Поэтому важно знать культуру других христиан, чтобы лучше понять, как они воспринимают послание Евангелия, а также понять, что, несмотря на естественные культурные различия, мы разделяем одну и ту же христианскую веру, выражаемую по-разному в соответствии с ментальностью каждого народа и его традиций. Когда речь идёт о  сакральном искусстве, этот подход позволяет нам даже испытать предвкушение своего рода общения, которое обостряет наше стремление к полному единству». Мы можем только надеяться, что начавшийся год дарует нам благодать взращивать в нас это желание единства, «да уверует мир» (Ин 17, 21).

О. Иакинф Дестивель OP
Ассистент восточной секции Папского совета по содействию христианскому единству

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна