Встреча греко-католического духовенства России в Новосибирске
С 3 по 5 декабря с.г. в Епархиальном центре им. епископа-исповедника Александра Хиры в Новосибирске проходила ежегодная встреча священников и монашествующих византийского обряда на территории Российской Федерации. На встрече также присутствовал Апостольский делегат для греко-католиков Казахстана и Средней Азии о. Василий Говера. Каждый из дней встречи открывался Божественной Литургией в часовне Блаженных Преподобномучениц Олимпии и Лаврентии в крипте Кафедрального Преображенского собора. Две из них были отслужены на русском (церковнославянском), а одна – на украинском языке.
В своем кратком вступительном слове ординарий католиков византийского обряда на территории РФ епископ Иосиф Верт рассказал о главных событиях в жизни Церкви за последний год, среди которых: добровольный уход на покой Папы Бенедикта XVI и выборы Папы Франциска, получившие небывало благожелательное освещение в российских СМИ, августовский Синод УГКЦ, в котором он сам принимал участие, пастырские программы, разворачивающиеся ныне в УГКЦ и нашей Преображенской епархии. Владыка Иосиф также пожелал всем участникам встречи успешной и плодотворной работы.
Состоявшееся затем представление участников выявило широчайшую панораму жизни Российского греко-католичества на всём его огромном пространстве от Калининграда, Москвы и Петербурга до нефтегазоносного Севера и Кузбасса. Многочисленные украинские приходы на севере Тюменской области соседствуют в нем с небольшими, но сплоченными русскими и белорусскими общинами в российских мегаполисах.
На встрече прозвучали три доклада: по одному в каждый из ее трех дней.
Доклад о. Василия Говеры носил исторический характер и был посвящен подпольной душпастырской практике блаженного священномученика о. Алексия Зарицкого в свете инструкции Митрополита Иосифа Слипого, регулировавшей жизнь УГКЦ в годы ее запрета Советскими властями. Несгибаемый свидетель единства Церкви, о. Алексий провел долгие годы в сталинских лагерях, а затем в ссылке в Казахстане, поддерживая и укрепляя свою паству, состоящую не только из украинских греко-католиков, но и из немецких ссыльных, как и верующих других национальностей. Благодарную память о нем хранят, прежде всего, немецкие католики. Часто случалось так, что отец Зарицкий целый день не ел, не отдыхал, а только служил духовно людям: исповедовал, крестил, венчал. Его характерной чертой была любовь доброго пастыря к ближним и понимание их проблем и слабостей. Центром его служения была Караганда, откуда родом наш Владыка Иосиф Верт, епископ Николай Мессмер, многие другие католические священники, и где долгие годы служил епископ-исповедник Александр Хира, именем которого назван Епархиальный центр в Новосибирске, где проходила встреча. Осужденный повторно за свою миссионерскую деятельность, отец Алексий скончался в лагере Долинка 30 октября 1963 г. Ныне верующие в Украине, в Казахстане, в Германии и в других местах просят его о заступничестве в своих молитвах.
Пример о. Алексия Зарицкого имеет большую значимость и для нас, многонациональной католической общины России, Казахстана, Средней Азии, составляющей меньшинство в странах своего проживания и часто отнюдь не пользующейся расположением местных властей.
Во второй день встречи вниманием аудитории завладел специалист по каноническому праву, Генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве монсиньор Сергей Тимашов. В первой половине дня он отвечал на вопросы, касающиеся юридических аспектов функционирования греко-католических приходов на территории России, а также литургических правил и канонических отношений между византийским и латинским обрядами, как и вопросов действительности брака в разных ситуациях и обстоятельствах вступления в него. Еще один круг проблем касался ситуаций обслуживания священником, принадлежащим к одному обряду, верных другого обряда.
Последовавший затем доклад монс. Тимашова был посвящен каноническому статусу греко-католика во Вселенской Церкви и тем непростым ситуациям, которые могут возникать в связи с этим в нашей действительности постсоветского пространства. Докладчик подчеркнул, что, согласно Кодексу Канонического Права Восточных Церквей, принадлежность к обряду внутри Католической Церкви не является предметом произвольных симпатий или предпочтений. Обряд – это, что христианин уже имеет в силу своего происхождения от крещеных родителей и лишь в случае Крещения взрослого человека может быть предметом личного сознательного выбора. Пастырской мудрости требуют, например, ситуации статуса традиционных католиков, крещенных в свое время в Православной Церкви из-за отсутствия возможности контакта с католическим священником: их следует принимать в общение не через формальный акт присоединения к Католической Церкви с чтением Символа веры, а просто через первую исповедь и первое Причастие. Другая ситуация возникает в случае, когда человек, получивший Крещение в Православной Церкви, становится католиком. Канонически он является именно греко-католиком, хотя зачастую практикует свою веру исключительно в латинском обряде. Необходимость урегулирования возникает здесь, например, в случае его поступления в духовную семинарию, что подразумевает формальную смену обряда или же разрешение, формально не меняя своего обряда, приступить к Таинству рукоположения в другом обряде, причем и в этом случае возникают свои правовые нюансы.
Крайне запутанной является и ситуация с браками, как следствие разрушения канонического строя церковной жизни в годы воинствующего атеизма. Приоритетом при распознании ситуации супружеских пар, желающих воцерковиться, является рассмотрение их брака в плоскости порядка творения: действительность брака создается здесь необратимым актом согласия на совместную жизнь и открытостью рождению детей. Затем следует рассмотреть наличие препятствий к заключению брака, и здесь существуют некоторые отличия между византийским и латинским обрядами. В частности, в византийском обряде препятствиями считаются наличие духовного родства и родства по боковой линии, чего в латинском обряде нет. В случае смешанных браков наличие препятствий хотя бы у одной из сторон делает брак недействительным. Наличие же канонической формы брака (церковное венчание) не является решающим для признания брака действительным. Для неурегулированных ситуаций Кодекс Канонического Права Восточных Церквей предусматривает процедуру «исцеления в корне», т.е. диспенсацию от канонической формы заключения церковного брака, которая может предоставляться местным ординарием.
В заключение докладчик подчеркнул, что как раз через таинства Крещения и Брака по преимуществу проявляется принадлежность к обряду, поскольку форма повседневного практикования веры зачастую диктуется внешними обстоятельствами.
В заключительный день госпожа Ольга Тимофеева (приход Св. Игнатия Антиохийского, г. Москва) познакомила присутствующих с содержанием Апостольского обращения Папы Франциска «Радость Евангелия» (его полный русский перевод пока не издан) и поделилась своими мыслями о том, как положения этого документа могут быть применены к нашей реальности.
А во второй половине дня секретарь ординария для католиков византийского обряда РФ о. Алексей Баранников зачитал доклад отсутствовавшего по болезни настоятеля прихода Св. Игнатия Антиохийского в Москве о. Сергия Николенко, посвященный анализу религиозной ситуации на территории современной России и тем вызовам, которые современные процессы в секулярном и постхристианском обществе ставят перед христианами. Особое внимание автор доклада уделил феномену «Нью-Эйдж», который он проанализировал на основе документа «Иисус Христос – податель воды живой», изданном в 2003 г. Папскими Советами по культуре и межрелигиозному диалогу, а также подверг критике элементы триумфализма, остающиеся, по его мнению, в обрядовой практике Церкви.
На заседании были рассмотрены и некоторые другие вопросы, касающиеся, в частности, издания перевода на русский язык Катехизиса Украинской Католической Церкви и богослужебной литературы. Встреча завершилась пением молитвы Пресвятой Богородице, заступничеству которой священнослужители и монашествующие вверили себя и свою паству.
В. Дегтярев