Воспоминания отца Михаэля Тойерла…
Как случилось, что в 1991 году, когда Советский Союз еще существовал, здесь уже появляются первые священники и среди них — Вы? Какими судьбами Вы сюда попали?
Я встретился с епископом Иосифом Вертом во время его визита в Берлин летом1991 года.
Мы поговорили, епископ рассказал о ситуации в России и попросил: «Помогите, пожалуйста, если есть возможность». Я подумал — надо помочь. И вот так я и приехал в Сибирь в первый раз в августе 1991 года.
И какие воспоминания об этих первых шагах, от 1991 года? Что Вы тут увидели?
Мы жили сначала втроем: епископ, отец Иосиф Мессмер и я. Каждый день мы ездили на святую мессу в приход францисканцев, где служил тогда священник из Литвы отец Саулюс Битаутас. Больше церквей не было. Нам надо было ехать на автобусе, на метро, потом еще на автобусе или на трамвае. Полтора часа на дорогу на мессу и полтора часа обратно.
Епископ получал множество писем, в которых люди писали, что по телевидению, по радио или из газет узнали, что теперь в Сибири есть католический епископ: «Нас здесь (в городе или в деревне) 20 или 30 человек, мы собираемся по воскресеньям на молитву, мы слышали о Вас, мы приглашаем Вас!» И мы ехали к людям, которые нас приглашали. Так вместе с епископом Иосифом мы посетили Новокузнецк, Абакан, Иркутск, Прокопьевск.
Есть ли какое-то особенное событие, которое запомнилось?
Когда мы в первый раз ехали в Иркутск по приглашению отца Игнатия Павлуся, который там тогда работал, мы не знали, как все будет. В аэропорт приехали прихожане, и вначале была забавная ситуация: они не знали, кто из нас епископ, и думали, что епископ должен быть непременно старый и с бородой, а мы-то были все молодые и бритые! Епископ объяснил, что в католической Церкви не так, как в православной, и борода необязательна. Ему преподнесли цветы, пели песни – было очень хорошо.
Для Вас, как пионера, те годы в России важны или Вы хотели бы их забыть?
Это были очень значительные годы! Для меня было очень интересно и ценно жить здесь. Я говорил со многими совершенно разными людьми. Сначала это были люди пожилые, которые рассказывали, как долгие-долгие годы молились о священниках — 30 лет, 60 лет… Одна женщина в Абакане сказала, что ей 78 лет и на последней в своей жизни мессе она была, когда ей было 16… Шестьдесят два года она ждала богослужения! Я сказал ей, что это очень хорошо, что она сохранила веру и осталась католичкой, что она молилась вместе с другими людьми. Но она строго сказала: «Нет! Это неправильно! Католическая вера –это святая месса!»…
А другая бабушка в Новокузнецке пожаловалась: «Когда здесь служил отец Ярослав Сподар, я ходила на мессу два раза в неделю, а теперь только один раз!» — «А сколько же Вам лет?», — спрашиваю. — Она: «Восемьдесят!» Я сказал, что если человек в 80 лет один раз в неделю может прийти на мессу, это уже очень хорошо. Но она
ответила: «У меня со здоровьем все хорошо, а вот дорога плохая, надо ехать на автобусе и по железной дороге». Тогда я спросил: «Так вы откуда, бабушка, не из города?!»
Она ответила: «Нет, я живу в 60 километрах от Новокузнецка»… Это ведь очень интересно, правда? И многие старые люди так говорили. И все они всегда рассказывали, как было там, откуда они родом, на Волге или где-то еще. Это — свидетельства, и для меня это очень важно.
Так было с пожилыми. Потом начались встречи и с молодежью. Однажды я разговорился с одним молодым парнем, и он мне сказал: «Я вначале не был католиком, но потом узнал епископа, других священников и начал входить в Церковь. Я очень рад этому, потому что искал Бога, и вот теперь я Его нашел. Я часто думаю, как хорошо и важно для меня, что я знаю Бога, что могу отдать Ему мою жизнь».
Вот такие были встречи со старыми и молодыми. Это — вера поколений. Она очень важна для меня, как и вера тех, кто оставил всё дома и приехал служить в Сибирь из-за границы.
Спасибо!
(Интервью взял о. Анджей Обуховский)