Великий Четверг в Ватикане
В Великий Четверг Святой Отец по существующей традиции возглавил две Мессы.
В первую половину дня он в сослужении клириков Римской епархии отправил Мессу благословения мира и освящения елеев в базилике Св. Петра. На этой же службе священники из более чем 300 римских и окрестных приходов обновили свои обеты, а Папа обратился к ним со словом наставления, тон которому задал вопрос, обращенный понтификом как к присутствующим, так и к самому себе.
«Вы хотите еще теснее соединиться с Иисусом Христом, уподобиться Ему, отречься от себя самого и обновить обязательства, радостно принятые на себя в день рукоположения?»
«Утвердительный ответ на этот вопрос, — продолжил Бенедикт XVI, — подразумевает личные отношения с Иисусом Христом, вплоть до идентификации себя с Ним. А это, в свою очередь, требует умения превзойти самого себя, отказаться от того, что “только наше”, от столь превозносимого в наше время права на самореализацию. Требует, чтобы мы, включая и меня самого, не претендовали на распоряжение собственной жизнью, а отдали ее в распоряжение Кого-то другого – Христа. Чтобы я не спрашивал: “А что я буду с этого иметь?”, а спрашивал: “Что я могу дать Ему, а значит, и другим людям?” Или еще конкретнее: каким образом может реализоваться эта моя идентификация со Христом, Который не господствует, а служит, не берет, а дает? И как это может совершаться в часто драматических обстоятельствах, в которых находится современная Церковь?»
В своей проповеди Папа привел в пример как самого Иисуса, так и многочисленных в истории Церкви святых священников. Среди последних он назвал блаженного Иоанна Павла II, который «в делах и страданиях переживал свое единство со Христом как дар и таинство». Бенедикт XVI говорил и о вверенном священникам учительском служении, в связи с чем указал на необходимость как можно скорее покончить с распространенной ныне религиозной безграмотностью. При этом священникам необходимо почаще обращаться к Священному Писанию, текстам II Ватиканского Собора, Катехизису Католической Церкви, а также «ко всё еще неисчерпанному до конца духовному наследию Иоанна Павла II».
А в конце дня Бенедикт XVI предстоятельствовал на Мессе Тайной Вечери в базилике Св. Иоанна на Латеранском холме (это – Кафедральный собор Римской епархии), на которой, следуя древней традиции, по примеру Иисуса омыл ноги 12-ти римским священникам.
В своей проповеди Святой Отец отметил, что Великий Четверг – это не только день установления Евхаристии, но и время борения Иисуса на Елеонской горе, когда нашему Господу впервые довелось взглянуть в глаза смерти. О молитве Иисуса в Гефсимании мы знаем благодаря свидетельству трех учеников, которых позвал с Собою. Записавшие их рассказы евангелисты обращают внимание не только на сказанные Иисусом слова, но и на принимаемые Им молитвенные позы.
«Матфей и Марк сообщают, — продолжил Папа, — что Иисус “пал на лицо Свое” (Мф 26,39), т.е. принял позу радикального подчинения, которая ныне сохранена в латинском обряде богослужения Страстной Пятницы. Однако согласно Луке Иисус молился на коленях. Тот же автор в Книге Деяний сообщает о молящихся коленопреклоненно святых. Так молились Стефан, когда его побивали камнями, Петр, когда он воскрешал умершего, Павел на пути к мученичеству. У Луки мы фактически находим очерк возникновения коленопреклоненной молитвы в рождающейся Церкви. И христиане, молясь на коленях, включаются в эту молитву Христа в Гефсиманском саду. Перед лицом торжествующих сил зла они, стоя на коленях, на самом деле выпрямляются по отношению к миру, зато, как и положено детям, преклоняют колени перед Отцом. Мы, христиане, преклоняемся перед славой Божией и признаем Его Божество. Этим же жестом мы свидетельствуем о своей убежденности в Его окончательной победе».
Обратившись затем к содержанию молитвы Иисуса в Гефсиманском саду, Бенедикт XVI подчеркнул ее священнический характер. «Иисус борется здесь со Своим Отцом, — сказал он, — борется с Самим Собой и борется за нас. Иисус испытывает страх перед могуществом смерти. Это – прежде всего тот шок, который люди, как и все живые существа, испытывают на пороге собственной смерти. Но в случае Иисуса есть и нечто большее. Иисус видит всю мощь зла. Он видит мутный поток лжи и подлости, переполняющих чашу, которую Ему предстоит выпить. Он, абсолютно Чистый и Святой, шокирован обрушившимся на Него водопадом зла мира сего. Он видит и меня и молится за меня. Таким образом момент смертельного ужаса Иисуса становится существенным звеном в процессе спасения. По этой причине в Послании к Евреям молитвенное борение Иисуса на Елеонской горе расценивается как дело священника. В этой насыщенной страхом перед смертью молитве Иисус делает то, что поручено священнику: принимает на Себя всю вину рода человеческого, вмещает в Себя всех нас и приводит нас к Отцу».
Перевод: Сибирская католическая газета