Успение Пресвятой Богородицы в вопросах и ответах
ВОПРОС:
Какое отношение к апостольской традиции имеет догма о Взятии на Небо Девы Марии (Успении)? Разве может быть что-то добавлено к апостольской традиции?
ОТВЕТ:
Догму о телесном Вознесении Девы Марии на Небо провозгласил Папа Пий XII посредством буллы “Munificentissimus Deus”. Согласно этому документу, данная истина веры основана на Писаниях, истолкованных в соответствии с церковным Преданием. Папа пишет: «Все доводы и рассуждения святых и богословов (по этому вопросу) в конечном счете опираются на Священное Писание». «Для того чтобы продемонстрировать свою веру в Вознесение Девы Марии, они с определенной свободой используют события и слова из Священного Писания: иными словами, пользуются текстами Писания, чтобы показать, насколько эта привилегия дивным образом согласуется с истинами, преподанными нам Священным Писанием».
Взятие Девы Марии на Небо объясняется её Божественным материнством: Бог не мог допустить, чтобы истлело её святое, непорочное тело, живой Ковчег Божественного Сына: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины», — гласит Евангелие от Иоанна. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены», — пишет святой апостол Павел в Послании к Галатам.
Можно сказать, что Святой Дух вдохновил Церковь прочитать между строк Писания то, о чём там не сказано ясно.
В подтверждение своей веры в телесное Вознесение Девы Марии на Небо Святые Отцы, богословы и духовные авторы приводят следующие библейские фразы:
Из Книги Бытия: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (3,15). Здесь Бог объявляет о том, что эта женщина будет теснейшим образом связана со своим потомством – Христом – в победной битве против дьявола. В своей булле Пий XII пишет: «Так же, как славное воскресение Христа было важнейшей частью и окончательным знамением сей победы, и эта битва, общая для Благословенной Девы и ее Божественного Сына, была завершена прославлением ее девственного тела».
Далее – Папа ссылается на Книгу Исхода: «Почитай отца и мать твою» (20,12). «Поскольку наш Избавитель является Сыном Марии, Он, превосходнейшим образом исполняя закон Божий, не мог не почитать, кроме Своего вечного Отца, также и Свою возлюбленнейшую Матерь. И поскольку в Его власти было оказать ей такую великую честь, избавив ее от смертного тления, нам следует верить, что Он действительно поступил таким образом».
В доказательство Вознесения Девы Марии приводятся также слова из Псалма 45: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. (…) Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя».
Этот текст традиция относит к Деве Марии – Царице, которая победно вступает в Небесный чертог и садится одесную Божественного искупителя, бессмертного царя навеки.
Ссылаясь на многие библейские отрывки, Отцы Церкви, богословы и христианские мыслители видели прообраз пречистого тела Богородицы, сохраненного от всякого смертного тления и вознесенного в небесную славу, в Ковчеге Завета, сделанном из нетленного дерева и помещенном в Храм Господень.
«Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» Невеста из «Песни Песней (3,6) – прообраз Небесной Невесты, вознесённой вместе с Божественным Женихом в небесный чертог.
«Радуйся, Благодатная, Господь с тобою. Благословенна ты между женами»: теологи видят в тайне Взятия на Небо Богородицы осуществление полноты благодати, излитой на блаженнейшую Деву Марию, и особое, уникальное благословение, противопоставляющее ее проклятию Евы.
И, наконец, 12-я глава Книги Откровения Иоанна Богослова: в ней богословы усматривают иносказательное упоминание о телесном вознесении не только в различных ветхозаветных персонажах, но и в образе Жены, облеченной в солнце, которую апостол Иоанн созерцал на острове Патмос.
Христианское предание в начале не упоминало о Вознесении Девы Марии. Но в первые времена внимание Церкви было сосредоточено на центральном послании евангельской проповеди: Христе, единственном Спасителе посредством смерти и воскресения.
Что касается Взятия Марии на Небо, Предание умалчивало о нем довольно долго, а отсутствие явных упоминаний об этом в Писании и у Отцов Церкви вызывало у некоторых богословов законные сомнения в том, что этот факт можно назвать истиной Божественного откровения.
Эти сомнения были преодолены при Папе Пие XII. Определяя Взятие Девы Марии на Небо как догму, то есть истину Божественного откровения, упомянутый документ останавливается не столько на отдельных и специфических библейских и святоотеческих, литургических и иконографических свидетельствах, сколько на совокупности различных указаний, содержащихся в Предании. Кроме того, в нем подчеркивается всеобщая вера народа в эту истину, имеющая тоже важное значение. Все вместе свидетельствует о том, что истину о телесном Вознесении Девы Марии на Небеса открыл Церкви Святой Дух.
Провозглашением догмы Церковь всего лишь дала определение тому, что уже присутствовало в ее наследии веры, в соборном чувстве верующих. Эта вера засвидетельствована также в апокрифах, гласящих, что тело Девы Марии нетронутым было вознесено на небеса.
Добавим, что Церковь никогда в своей истории никоим образом не почитала мощи Девы Марии, в отличие от других святых и мучеников, тленные останки которых почитались с самых древних времен христианства. Полное отсутствие мощей также выражает убежденность в том, что тело Девы Марии не осталось в этом мире, но приобщилось к Воскресению и Вознесению Христа на Небеса.
ВОПРОС:
Не противоречит ли догмату о Непорочном Зачатии Девы Марии то, что Мария была подвержена страданию и смерти, что является последствием первородного греха?
ОТВЕТ:
Начнём с того, в чем заключается суть догмата о Непорочном Зачатии.
«Чтобы быть Матерью Спасителя, — читаем в Катехизисе Католической Церкви, — Марии были даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением» (490). Чтобы ответить согласием веры на возвещение ангела, Она должна была быть объята благодатью Божьей.
Догмат о Непорочном Зачатии, провозглашённый Папой Пием IX в 1854 году и увенчавший вековую веру Церкви в то, что Мария была исполнена благодати, исповедует, что Богородица получила искупление с момента Своего зачатия. Дева Мария была с самого первого мгновения Своего зачатия предохранена от всякой скверны первородного греха, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого. Бог избрал её «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви» (ср. Еф 1,4). У святых отцов возобладал обычай называть Деву Марию Всесвятой и от всякой скверны греха предохранённой. По благодати Божией Мария осталась чиста от первородного и от личного греха на протяжении всей жизни.
Итак, догмат о Непорочном Зачатии утверждает, что Мария была зачата без первородного греха. Однако последствия первородного греха касаются каждого человека. Ни Мария, ни даже Иисус, ставший полностью человеком, не были избавлены от последствий первородного греха, таких как боль, смерть и искушение. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сам Иисус подвергался искушениям – сначала в пустыне, потом в Гефсиманском саду. Дева Мария также не была застрахована от искушений – об этом упоминается и в Евангелии от Луки: Мария «смутилась» от слов Ангела. Как и первые люди – Адам и Ева – созданные в полноте благодати, обладали всецелой свободой, которой затем и злоупотребили, — так и Дева Мария оставалась свободным созданием.
Последствия первородного греха, от которых не была освобождена Мария, становятся очевидными в безмерных страданиях, которым она подвергалась: «Тебе самой оружие пройдет душу», — предвещает старец Симеон.
Отдельные «привилегии», которыми наделена Мария, вовсе не избавляют её от борьбы против зла, такой же, какую ведем все мы. Эти самые привилегии не отдаляют Деву Марию от нас, но, наоборот, делают её еще ближе к нам.
Догмат о Непорочном зачатии гласит, что Дева Мария, которая вместе с нами борется со злом и со смертью, уже победила врага, а поэтому её непорочное зачатие становится залогом и нашего спасения. Таким образом, наличие последствий первородного греха никоим образом не противоречит догмату об избавлении Девы Марии от первородного греха.
Источник: Радио Ватикана