Трудные вопросы. О Filioque
ВОПРОС:
Вопрос по поводу исхождения Святого Духа: православные веруют, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как у католиков. Ведь Сын должен был вернуться к Отцу, чтобы ниспослать Святого Духа, а не призвал Его напрямую. И еще: почему в Православной Церкви Причастие нужно принимать под двумя видами, а у нас достаточно одного?
ОТВЕТ:
Почему Иисус должен был возвратиться к Отцу, чтобы послать Святого Духа? Ответ прост: возвращаясь к Отцу, Иисус показывает, что ниспосылает Духа не один, а вместе с Отцом, с Которым Он одно: «Я и Отец – одно».
Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, приводя к выводу, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе: «Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из 14 главы Евангелия от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.
В Катехизисе Католической Церкви уточняется: православные не утверждают, что Святой Дух исходит только от Отца, но что Он исходит от Отца через Сына. Приведенный священный текст совершенно ясно это доказывает. Иисус говорит, что Отец пошлет Духа во имя Его.
Возвращаясь к этой же теме, Иисус говорит, что Он пошлет Святого Духа. Он пошлет Его от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15,26). И еще: «Он (Святой Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14-15).
Катехизис Католической Церкви продолжает: «Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15, 26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны» (248).
«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием… И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, — все за исключением Своего Отцовства,
— постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден»» (ККЦ 246).
«Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедал его догматически в 447 г., еще прежде чем Рим узнал и получил в 451 г. на Халкидонском соборе Символ веры 381 года. Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами» (247). Тем не менее, как мы уже процитировали выше, «эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны».
Теперь перейдем к последней части вопроса нашего слушателя: почему в Православной Церкви Причастие нужно принимать под двумя видами, а у нас достаточно одного?
В определенный момент истории Католической Церкви стали отдавать предпочтение причащению под одним видом, чтобы избежать профанации, вызванной падением капель. Но заметим, что Католическая Церковь, так же, как и Православная, верует, что там, где есть Тело Христово, пребывает и Его Кровь, и наоборот.
Источник: Радио Ватикана