Трудные вопросы. На каком камне основана Церковь — на Петре или на Иисусе Христе?
ВОПРОС:
Так на каком же все-таки камне воздвигнута Церковь – на Петре или на Иисусе Христе? В Евангелии от Матфея (16,18) ясно говорится, что святой Петр – это камень, на котором основана Церковь. Но в Послании к Ефесянам (2,20) святой апостол Павел говорит, что Христос – краеугольный камень.
ОТВЕТ:
Обратимся сегодня снова к Библейскому словарю Маккензи, к разделу «Кифа»: «Прозвище, данное Иисусом Симону; в Евангелии оно встречается только у Иоанна 1,42; в других местах – в греческом эквиваленте «петрос», Пётр. Интересно заметить, что Павел использует арамейское имя в восьми случаях из десяти (в 1 Послании к Коринфянам и в Послании к Галатам): греческое имя он использует дважды. Несомненно, арамейское имя соответствует первоначальной версии; когда были написаны Евангелия, греческое имя должно было заменить собой арамейское».
Каждый раз, обращаясь к Симону или говоря о нем, апостолы, говорившие на арамейском языке, называли его «скалой», то есть это выглядело примерно так: «скала сказала то-то, скала сделала то-то».
В Евангелии от Матфея (16,18) Иисус говорит: «Ты – Петр (греч. «петрос»), и на сем камне (греч. «петра») Я создам Церковь Мою». Здесь совершенно очевидно, что Христос говорит об основании Церкви именно на Петре. Тем более что в Послании к Ефесянам (2,20) апостол Павел приводит не слово «петра», а другое слово – «акрогониайос»: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем».
По поводу этой фразы можно сделать два замечания. Первое: Церковь основана на фундаменте апостолов, и Павел знает, что прежде всего она основана на том, кто от Христа получил имя камня. Апостол Павел называет его этим и только этим новым именем: 8 раз по-арамейски (Кифа) и дважды – по-гречески (Петрос).
Второе: называя Иисуса краеугольным камнем, в греческом тексте апостол не использует это же слово – «петра», но употребляет «акрогонайу», что значит главный, краеугольный камень.
Таким образом, даже на уровне лексики можно уверенно сделать вывод: Иисус – краеугольный камень, вокруг которого и на котором зиждутся основания Церкви. И в этих основаниях есть камень, Кифа, святой Петр.
Применяя богословский язык, мы можем сказать: Христос сегодня остается невидимым фундаментом, краеугольным камнем Церкви, Тем, кто ее удерживает против всяких козней и гонений. Да, именно Он дарует ей силу дойти до скончания века.
Петр же – видимый фундамент, который никогда не будет разрушен. Это – та самая твердыня, которая должна утверждать братьев в вере: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22,31). Он же призван пасти овец и агнцев (то есть пастырей и верных). Иисус говорит Симону Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». (Ин 21, 15-16).
Новое имя, данное Христом святому Петру, поистине уникально. Во времена Иисуса никого из евреев так не называли. Для всех семитов имя было не каким-то условным наименованием, а выражением сущности его носителя, цели его жизни: по крайней мере как надежда для того, кто давал имя. В Ветхом Завете, как мы знаем, этимологии собственных имен придавалось очень большое значение. Поэтому изменение чьего-либо имени означало наделение новой идентичностью: например, царь-победитель менял имя побежденному сопернику, подчеркивая, что он теперь находится в его власти.
Прежде всего Сам Бог открывал Свою волю для будущего и являл Свое могущество, лично нарекая именем того, кого избирал для Своих замыслов. Так произошло с Исааком, Исмаилом, с Иоанном Крестителем и с Иисусом. Устами пророков Он наделял людей символическими, полными предзнаменований именами.
Иногда смена имени знаменовала собой новый путь, как это случилось с Авраамом, Сарой и Иаковом, стоявшими у корней избранного народа. Вместе с новым именем они получали обетования славы и спасения, особые милости и благословения, обретали новые, глубочайшие узы с Богом, подтверждая их торжественным обязательством.
Читая сроки из Евангелия от Иоанна, мы видим, как Петр был ошеломлен, как росло его изумление перед взглядом, от которого он не мог уйти, перед именем – столь новым и загадочным для него. Именно тогда Иисус «завоевал» Симона, свободного и пылкого галилеянина, и с того момента он навсегда был связан с тайной Самого Христа.
Смена имени Симона глубоко символична. Она должна была выглядеть таковым для всех, кто окружал Петра. Ведь они могли вспомнить и о другом случае – у истоков истории Израиля, когда Бог сменил имя «Аврам» на «Авраам», — «ибо Я сделаю тебя отцом множества народов», сказал тогда Господь. Для апостолов должна была быть очевидна связь этих двух фактов. Пламя первого – Авраама – иным светом должно было возгореться в Петре. Оно символизирует новое отцовство над множеством людей.
Подобная смена имени приобретает несомненную важность и в тот момент, когда Иисус учреждает апостольский собор и вверяет ему первую временную миссию. Об этом нам сообщает евангелист Марк (3,16): «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр». И хотя евангелист перечисляет Петра среди Двенадцати, он все же первый, и это не случайно. Ту же позицию в списке апостолов передает и евангелист Матфей (10,2): «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром». Марк и Лука, не произнося слова «первый», ставят его на первое место. Здесь уместно напомнить, что Евангелия имеют двойную историческую ценность: во-первых, они передают сказанное и сделанное Иисусом, а во-вторых, свидетельствуют о том, как мыслила, учила и веровала Церковь апостольской эпохи.
Источник: Радио Ватикана