Трудные вопросы. Как выбирали Римских Пап после святого Петра?
ВОПРОС:
Как выбирали Римских Пап после святого апостола Петра?
ОТВЕТ:
Избрание Римского епископа в первые столетия жизни Церкви не отличалось от процесса избрания других епископов. Некоторые правила церковных выборов можно найти уже в 44 главе Первого послания к Коринфянам Папы Климента, однако для того, чтобы ознакомиться с прямыми свидетельствами избрания Пап, нужно подождать до сочинений святого Киприана. В своих Письмах (44 – 55 – особенно в 55-м) – он пишет об избрании святого Корнилия, проходившем в атмосфере особенных волнений из-за проблем с Новацианом. Это случилось в марте 251 года. В избрании Корнилия – свидетельствует Киприан, перечисляя все иерархические уровни, – принимали участие духовенство и народ, а присутствующие епископы возвели его в сан епископа. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.
Начиная с 4 столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора, выборы Папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом – этот титул больше относился к области административного управления Римской Церкви. Обычно новый Папа избирался через три дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений, а самый длительный период вдовствующей Папской кафедры – 3 года — предварил избрание Григория Х в 1271 году). Итак, три дня – на выборы нового Папы, а его посвящение происходило в последующее воскресенье.
От Юстиниана I до Константина IV, то есть до 685 года, новоизбранный Папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.
Последним, кто испрашивал подтверждения своего избрания у экзарха, был Папа Григорий III в 731 году. Но в исключительных случаях можно было обойтись и без одобрения экзарха, как в случае Пелагия.
Посвящение Римского епископа уже в 4 столетии стало прерогативой епископа Остии, как свидетельствует святой Августин. Вместе с епископом Остии в посвящении участвовали также епископы Альбано и Порто.
После избрания и посвящения новый Папа рассылал Патриархам и епископам основных кафедр синодическое послание, в котором сообщалось о его избрании на Престол Святого Петра. Этот обычай засвидетельствован уже святым Киприаном в Карфагене.
Избрание Папы всегда было религиозным и политическим событием особой важности. Поэтому не стоит удивляться, что уже в древние времена ему сопутствовали бурные страсти и низменные политические интересы. Гражданские власти неоднократно почитали своим долгом вмешаться ради сохранения общественного порядка или навязывая своих кандидатов, и не всегда это происходило в пользу Апостольского престола.
Немецкие императоры подчинили Папские выборы своей власти, что привело к появлению антипапы в 11 и 12 веке. Монархи Испании, Франции и Австрии вмешивались в выборы Папы с 16 века вплоть до конклава Пия Х: их коварным оружием было вето, налагаемое на избрание того или иного кандидата.
Римский Синод 769 года преграждает путь к Папству для всех, кто не обладает титулом кардинала – пресвитера или диакона, — в то время как избирали Папу все духовенство и особо важные персоны. Constitutio Romana в 824 году вернула знати и народу их роль в избрании Папы. Но во избежание злоупотреблений на посвящении новоизбранного должны были присутствовать легаты императора. Римский Синод 898 года вновь подтвердил необходимость присутствия этих легатов и ограничил круг избирателей Папы до епископов и духовенства Рима. Но выборы должны были проходить в присутствии Сената и народа.
Чтобы воспрепятствовать тяжким злоупотреблениям, имевшим место на каждом избрании, Папа Никколо II в 1059 году ограничил круг выборщиков до кардиналов-епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор. А сам кандидат должен был принадлежать к духовенству Римской епархии, и только в случаях особой нужды можно было прибегать к кандидатам извне. Никколо II предусмотрел также тот случай, когда по каким-либо причинам выборы должны были проходить за пределами Рима.
Декрет, которым Папа Никколо II предоставил выборы Папы Коллегии Кардиналов, ознаменовал собой новый период в истории Папства. Он развивался вплоть до современного порядка избрания Римских Пап, требующего большинства голосов – две трети – для действительных выборов, исключая кардиналов в возрасте старше 80 лет. Но в любом случае число кардиналов-выборщиков не должно превышать 120.
Источник: Радио Ватикана