Трудные вопросы. Чем психотерапия отличается от духовного руководства?

ВОПРОС:
Чем отличается поле деятельности психотерапии и духовного руководства? Могут ли исповедник и духовный отец быть разными лицами? И может ли духовное наставничество совпадать с психотерапией?

ОТВЕТ:
Три сферы – духовное руководство, исповедь и психотерапия, – хотя иногда и пересекаются, все же четко разделяются по своим целям.
Цель Исповеди – примирение с Богом, отпущение грехов. Психотерапия занимается лечением психических расстройств разной степени тяжести и не ведет речи о грехе. Духовное руководство предназначено для того, чтобы направлять выбор человека и помогать ему ориентироваться в христианской жизни.
Безусловно, духовному наставнику полезно знать состояние души, нуждающейся в помощи. Но не всегда это знание необходимо, например, если человек обычно находится в состоянии благодати и не проявляет поведенческих качеств, заслуживающих внимания психолога.
Исповедник и духовный отец могут быть разными лицами. Исповедника можно менять, хотя это и не всегда рекомендовано. А руководство духовного отца непременно охарактеризовано стабильностью.
Исповедником может быть только священник. Духовным наставником может быть и мирянин, и нерукоположенный монах. Например, духовными наставниками святой Екатерины Сиенской были разные люди. У послушников в монастырях есть наставники, которые необязательно являются священниками.
Совершенно естественно, что исповедник часто становится и духовным наставником, особенно когда человек обращается все время к одному и тому же священнику и спрашивает у него совета в разных ситуациях своей жизни.
Психотерапевт и духовный руководитель преследуют разные цели. Первый – знаток психической сферы. Его задача – помочь исправить какой-то поведенческий аспект, причем совершенно не обязательно, что этот аспект относится к сфере нравственности. Например, когда речь идет о какой-то мании или тревожном синдроме.
Духовный наставник – это знаток действия благодати, искушений, прогресса в духовной жизни. Его задача – приводить духовную жизнь к совершенству, устраняя из нее грех и все, что противодействует благодати.
Поскольку благодать исцеляет природу и возвышает ее, иногда, — но это не является правилом, — исповедник или духовный отец могут послужить помощью для преодоления каких-то аспектов поведения и с психологической точки зрения.
Точно так же, и психотерапия может помочь человеку обрести внутренний покой и прийти в состояние, которое позитивно отразится на прогрессе в христианской жизни.
В некоторых случаях духовный отец может посоветовать подопечному обратиться к психотерапевту, чтобы преодолеть какие-то препятствия на духовном пути. Ведь благодать исцеляет и возвышает природу, но не заменяет ее. Напротив, она черпает от природы значительные ресурсы.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна