Торжество Святых Апостолов Петра и Павла в Ватикане
В торжество Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 29 июня с.г., Папа Франциск по издавна существующей традиции возложил перед началом Мессы в соборе Св. Петра знак митрополичьего достоинства – палиум – на иерархов, возведенных в этот сан за прошедший год. Палий, вручаемый Папой, служит знаком особой духовной связи, соединяющего предстоятеля крупной Поместной Церкви с Преемником Св. Петра. В этом году новых митрополитов было 24, и они представляли все концы земного шара.
Еще одной традицией является участие в торжествах в Ватикане в день памяти Великих Апостолов, освятивших Вечный Город своим свидетельством веры и своей мученической смертью, экуменической делегации Вселенского Константинопольского Патриархата.
Константинопольскую делегацию во главе с митрополитом Пергамским Иоанном Зизиуласом Святой Отец принял на аудиенции в субботу 28 июня, накануне торжества, в ходе которой передал свое приветствие Патриарху Варфоломею, «возлюбленному брату», вместе с которым он совершил паломничество на Святую Землю и чуть позднее – в Ватиканских садах – вознес молитву о мире. Папа Франциск упомянул об историческом объятии между Папой Павлом VI и Патриархом Афинагором – этом пророческом жесте, придавшем импульс «процессу, которого уже не остановить»:
Он также выразил надежду, что Международная комиссия по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами будет практиковать «богословие на коленях», и тогда такие насущные вопросы, как примат и соборность, общение во Вселенской Церкви и служение Римского епископа перестанут рассматриваться «лишь в качестве академического упражнения или простого столкновения непримиримых позиций».
«Это непростая тема, — подчеркнул в ответном слове митрополит Иоанн Зизиулас, возвращаясь к затронутой Папой проблеме богословского диалога, — но с Божьей помощью мы надеемся продвинуться вперед в этой области. То, как Ваше Святейшество воспринимает и воплощает на практике церковный примат вдохновляет наши усилия по достижению согласия по этому непростому вопросу и поддерживает надежду, что такое согласие может быть достигнуто», — подчеркнул представитель Константинопольского Патриархата.
Еще одной, появившейся сравнительно недавно традицией, связанной с празднованием памяти Первоверховных Апостолов в Ватикане, являются визиты и участие в богослужениях хоров из других церковных деноминаций. Так в прошлом году за литургией пел хор англиканского Вестминстерского аббатства, два года назад – хор Св. Фомы Евангелическо-Лютеранской Церкви из Лейпцига. А в этом году в гости в Ватикан пожаловал Синодальный хор Московского Патриархата. Экуменический музыкальный проект, который был инициирован Папой Бенедиктом XVI и горячо поддержан Папой Франциском, основан на идее диалога веры и культуры, наводящем мосты экуменического диалога через открытие общих религиозных и музыкальных истоков.
В субботу 28 июня Синодальный хор Московского Патриархата выступил вместе с Папским хором в Сикстинской капелле, дав концерт под названием «Ut unum sint. Музыкальная традиция двух лёгких Церкви». Зрителями стали высокие иерархи Римской Курии и главы дипломатических миссий при Святом Престоле. Прозвучали произведения латинской и русской православной традиций, причем некоторые произведения оба коллектива исполняли вместе, а место дирижера поочередно занимали их руководители. В таком совместном исполнении прозвучали произведения итальянского церковного композитора Палестрины Tu es Petrus, Gloria и Credo из Мессы Папы Маркелла, Stabat Mater, а также Te Deum русского композитора Бортнянского.
На следующий день, 29 июня, хоры Сикстинской капеллы и Московского Патриархата вновь объединились, чтобы обеспечить музыкальное оформление Мессы в соборе Св. Петра, став таким образом своеобразным видимым знаком и историческим предварением желанного единства Восточной и Западной Церкви.
В своей проповеди на Мессе Папа Франциск размышлял о сцене чудесного освобождения Апостола Петра из темницы в Иерусалиме. Святой Отец подчеркнул, что Петр в тот момент осознал, что это Господь освободил его от страхов и оков. То же самое происходит и с нами: ведь и нас Господь освобождает, чтобы мы могли стать подлинно свободными.
«Я задумываюсь, дорогие братья во епископстве, — продолжил понтифик, — боимся ли мы? И чего именно мы боимся? А если боимся, то каких убежищ взыскуем в нашей жизни пастырей, чтобы ощутить себя в безопасности? Быть может, мы ищем расположения тех, кто наделен в этом мире властью? Быть может, мы впадаем в заблуждение из-за нашей гордости, ищем наград и признания, которые позволяют нам чувствовать себя в безопасности? В чем заключается наша безопасность? Свидетельство апостола Петра напоминает нам о том, что наше истинное убежище – это наше упование на Бога. Именно упование прогоняет прочь различные опасения, освобождает нас от всякого порабощения и всевозможных светских соблазнов».
Далее Папа Франциск напомнил, что Петр обрел упование в ходе известной беседы с Воскресшим на берегу Галилейского озера. Тогда он раскаялся в своем отступничестве, трижды засвидетельствовав свою любовь к Иисусу, а Иисус доверил ему пасти Свое стадо.
«Петр убедился, что верность Бога больше нашей неверности и сильнее наших отречений. Он осознал, что верность Господа прогоняет наши страхи и превосходит все возможности нашего воображения. Сегодня Иисус также и нам задает вопрос: “Любишь ли ты Меня?” Он поступает так, потому что знает о наших страхах и наших проблемах. Петр указывает нам путь: уповать на Того, Кто “всё о нас знает”, рассчитывая не столько на нашу способность сохранить верность, сколько на Его непоколебимую верность. Иисус никогда не оставляет нас, поскольку Самого Себя отречься не может (ср. 2 Тим 2,13). Верность, в которой Бог неустанно утверждает и нас, пастырей, превышает наши заслуги и является источником нашего упования и нашего внутреннего мира».
Святой Отец подчеркнул, что любви Иисуса было Петру достаточно. Ему не следовало поддаваться соблазну любопытства или зависти, когда он, завидев рядом с собой Иоанна, спросил Иисуса: «Господи, а он что?» И услышал в ответ: «Что тебе до того? Ты иди за Мной!»
«Этот опыт Петра, — подвел итог Папа, — заключает также важное послание всем нам, дорогие братья-архиепископы. Сегодня Господь еще раз повторяет мне, вам, всем пастырям: Иди за Мной! Не трать времени на пустые расспросы и болтовню, не увлекайся второстепенным, но сосредоточься на существенном, и следуй за Мной! Следуй за Мной, несмотря на все трудности. Следуй за Мной, возвещая Евангелие. Следуй за Мной, давая свидетельство жизни, соответствующей полученному дару благодати Крещения и Рукоположения. Следуй за Мной, говоря обо Мне тем людям, среди которых находишься ежедневно, в работе и трудах, в диалоге и дружбе. Следуй за Мной, возвещая Евангелие всем людям, а в первую очередь – последним, чтобы ни у кого не было недостатка в Слове Жизни, освобождающего от любого вида страха и дарящего упование на Божию верность».