Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа в Риме и Иерусалиме
Согласной давней традиции торжество Пресвятых Тела и Крови Христа («Божьего Тела») проходится на четверг после праздника Пресвятой Троицы (одиннадцатый день после Пятидесятницы), однако в большинстве стран Европы (как и в России) оно ныне переносится на ближайшее воскресенье. Так и в Италии решением Конференции епископов этой страны торжество Божьего Тела передвинуто на воскресенье (в этом году – 26 июня). Но в Ватикане и в Папских базиликах это торжество продолжает праздноваться в четверг. Кроме того, блаж. Иоанн Павел II, едва вступив на престол Св. Петра, возобновил традицию проведения в этот день большой процессии. В Риме она проходит после вечерней Мессы, когда рабочий день уже закончен.
Мессу в базилике Св. Иоанна на Латеранском холме возглавил сам Бенедикт XVI. «То, что в Великий Четверг было подарено нам в тишине Тайной Вечери, мы ныне открыто демонстрируем миру. Это – Христос Воскресший, Который находится среди нас и ведет нас в Царствие Небесное. Ведь Христос не является достоянием немногих, Он – достояние всех», — сказал Папа в своей проповеди, поясняя смысл Евхаристической процессии.
Далее Бенедикт XVI обратил внимание на преображающую силу Евхаристии. Евхаристию не следует уподоблять обычной пище, усваиваемой нашим организмом и становящейся его частью. В Евхаристическом жертвоприношении имеет место обратный процесс: это мы «усваиваемся» принимаемой «Пищей», становимся подобными Христу, Которого вкушаем.
В этом контексте Святой Отец выделил социальный аспект Таинства. «Евхаристия, — сказал он, — соединяя нас со Христом, открывает нас также другим людям. Евхаристическое общение соединяет со стоящим рядом человеком, даже если у нас не очень хорошие отношения, а также с далекими братьями со всех концов земли». Именно из этого факта проистекает глубокий смысл социального присутствия Церкви, о котором свидетельствуют великие святые, отличившиеся на поприще общественного служения. Характерно, что как раз этим святым было свойственно глубокое евхаристическое благочестие. «Тот, кто узнаёт Христа в Пресвятых Дарах, узнает его и в страждущем брате. Он будет чуток к любому человеку», — подчеркнул Папа.
Святой Отец также напомнил христианам об их обязанности строить солидарное, справедливое, братское общество. «Именно в наше время, когда процесс глобализации делает нас зависимыми друг от друга, христианство может и обязано позаботиться о том, чтобы это единство не созидалось без Бога, иначе говоря, без истинной любви, следствием чего стало бы замешательство, рост индивидуалистических настроений, противопоставление одних людей другим», — добавил Папа.
Евхаристическая процессия, в ходе которой понтифик со Святыми Дарами передвигался на специально оборудованном грузовике, прошла по маршруту от Латеранской базилики до базилики Санта Мария Маджоре.
Таинственное присутствие Иисуса под видами хлеба и вина почиталось также в Иерусалиме – месте, где полнота любви Бога к человеку была явлена исторически. Празднование началось вечером в среду, 22 июня, когда в базилике Воскресения в присутствии епископа-суффрагана латинского патриарха Иерусалима Уильяма Шомали, монахов-францисканцев из Кустодии Святой Земли, епархиального клира, верных мирян и паломников была прочитана Первая Вечерня и прошла Евхаристическая процессия. По полуночи у часовни Гроба Господня были отслужены литургический Час чтений и молитвенное бдение, которыми руководили францисканцы.
В сам день торжества, в четверг 23 июня, Мессу в базилике Воскресения при участии трех епископов и 60 священников возглавил епископ Шомали. Среди священников было 20 юбиляров, рукоположенных в Святой Земле или служащих в местных приходах, отмечающих в этом году 60-, 50- и 25-летие своего священства. Они были приглашены к участию в торжествах, следуя указанию Бенедикта XVI особым образом молиться в месяце июне за священников.
Епископ Шомали во вступительном слове к Мессе подчеркнул, что «торжество Тела и Крови Господних в контексте месяца июня, посвященного почитанию Иисусова Сердца, побуждает нас к размышлению о любви Христа к человеку и к активному отклику любовью на любовь».
После окончания Мессы процессия со Святыми Дарами троекратно обошла часовню Гроба Господня. Маршрут последнего круга включал в себя посещение Голгофы и «камня помазания». Четыре традиционных временных алтаря в базилике не устанавливались, но были выделены три специальных места, из которых епископ Шомали преподал благословение Святыми Дарами.
Перевод: Сибирская католическая газета