Святой Ансхарий, Апостол Севера

Хотя 3 февраля чаще отмечается как праздник святого Власия, в этот день совершается также память святого Ансхария (Ансгара, Оскара), выдающегося миссионера, который рисковал своей жизнью ради утверждения католической веры в Скандинавию в девятом веке.

Ансхарий родился в 801 году, всего через год после того, как Папа Лев III даровал титул императора франкскому королю Карлу Великому. Между 772 и 805 годами император совершал сомнительные подвиги по распространению христианства в северных саксонских племенах посредством завоевания и насильственного обращения.

В конце концов в своей миссионерской деятельности Ансхарий будет продолжать это расширение Церкви на север. Однако в своих попытках обратить северные племена он использует совершенно иные средства, стремясь передать веру через свои вдохновенные проповеди и свидетельство жизни.

Ансхарий воспитывался среди монахов-бенедиктинцев в северной Франции и получил свое монашеское призвание вскоре после смерти Карла Великого в 814 году. Многочисленные видения и сны, посещавшие его с самого раннего возраста, завершились видением сверхъестественного света, сопровождавшегося повелением отдать свою жизнь ради Царства Божьего.

«Мне было явлено величие Всемогущего Бога», – вспоминал он позднее. – «Сладчайший голос, звук которого был более отчетливым, чем все другие звуки, и который, как мне казалось, наполнял собою весь мир, проистекал из того же Божественного величия, обратился ко мне и сказал: ‘Иди и возвращайся ко мне, увенчанный мученическим венцом’».

Ансхарий не стал мучеником в буквальном смысле, но с этого момента он, несомненно, предал себя жертвенному служению Церкви. Это служение стало особенно деятельным, когда его бенедиктинская община в 822 году была перемещена в северо-западную Германию, где Ансхарий возглавил работу монастырской школы и религиозное обучение.

В 826 году, преемник Карла Великого, его сын, известный как Людовик Благочестивый, задумал направить деятельность германских бенедиктинцев на евангелизацию языческого датского королевства. Аббат предложил Ансхарию взять на себя эту миссию, и тот с радостью согласился. Только один монах из общины, по имени Ауберт, изъявил желание сопровождать Ансхария в его опасной миссии, в то время как другие отказались и упрашивали его передумать.

Хотя на первый взгляд кажется, что в течение первых двух лет в Дании Ансхарию удалось немногое, тем не менее, он основал школу для детей, наставляя их в католической вере, в надежде, что в будущем они смогут участвовать в обращении своей страны. Но в конечном итоге король Харальд, который радушно встретил миссионеров после своего собственного обращения, вместе со своим народом попал в немилость у правителя Дании Хорика I, в результате чего Ансхарий также вынужден вернуться из Ютландии, куда он ранее отправился вместе с королем.

В соседнем Королевстве Швеция, языческий король возглавлял традиционные религии, считавшие его потомком богов и практиковавшие поклонение предкам, человеческие жертвы и полигамию. До императора Людовика дошли слухи, что многие шведы узнали о христианской религии и пожелали обратиться, что побудило его вновь обратиться к Ансхарию за помощью.

Ансхарий и его спутник Витмар были ограблены викингами на пути к Упсале, тогдашней шведской столице и центру языческого культа. Он получил от короля Швеции Бьорна разрешение проповедовать, и добился больших успехов в течение двух лет, прежде чем вернуться в Гамбург, чтобы принять посвящение в епископа. Вернувшись на скандинавские земли, новый епископ продолжал создание монастырей и школ.

Трагический период в дальнейшей жизни Ансхария начался в 845 году, когда король Ютландии Эрик произвел вторжение, опустошившее его епархии. Ансхарий провел следующие четыре года в скитаниях по всему опустошенному краю, пытаясь продолжать окормление оставшихся католиков и восстанавливать разрушенные церкви.

Затем, после своего назначения архиепископом Бремена в 849 году, Ансхарий предпринял удивительный шаг. С невероятным смирением он явился к королю Эрику и испросил у него разрешение проповедовать Евангелие в его владениях. Он вернулся в Данию, где вскоре столкнулся со множеством датчан, которые ранее тайно стали христианами, а теперь желали открыто исповедовать свою веру.

Четыре года спустя он вернулся в Швецию, ободренный в видении своим покойным настоятелем монастыря, чтобы укрепить христиан, которые испытывали преследование от преемника короля Эрика. В 854 году он вернулся в Гамбург, где он провел последние 11 лет своей жизни. Одним из его наиболее заметных достижений в это время был успех на переговорах об освобождении множества христиан, которые были похищены членами враждебных языческих племен.

Ближе к концу своей жизни, епископ – известный своей чрезвычайной ответственностью – забеспокоился, что он не стал мучеником, как ему было сказано в видении в молодости. В итоге, однако, он получил откровение от Бога, позволившее ему согласиться с суждением его ученика, биографа и преемника Римберта – что «вся его жизнь была, как мученичество».

«Он совершил много трудов среди чужестранцев – не считая того, что он сделал в пределах своей епархии – которые были связаны с разрушительными вторжениями варваров и кознями злых людей, а кроме того, он испытал и личные страдания, которые, ради любви ко Христу, он никогда не переставал принимать на себя», – писал Римберт об Ансхарии.

Святой Ансхарий умер 3 февраля 865 года. Последующим поколениям он стал известен как «Апостол Севера».

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна