Священное Пасхальное Триденствие в Ватикане: проповедь Бенедикта XVI на Мессе освящения мира и елея
В Страстной четверг в 9.30 утра в соборе Святого Петра Папа Бенедикт XVI отслужил Мессу освящения мира и благословения елея. В своей проповеди Святой Отец напомнил, что в Таинствах Господь говорит с нами через элементы творения. Таким образом, можно ощутить единство между творением и искуплением. Таинства выражают материальный аспект нашей веры, которая затрагивает тело и душу, всего человека. Хлеб и вино – это плоды земли и труда человеческого. Господь выбрал их в качестве знаков Своего присутствия. Елей же символизирует Святой Дух и в то же время указывает на Христа (слово «Христос», то есть «Мессия», означает «Помазанник»). Человечность Иисуса через единство Сына с Отцом находится в общении со Святым Духом и, таким образом, является помазанной уникальным образом и наполненной Святым Духом. А Христос, в Свою очередь, дает возможность нашей человечности получить дар Святого Духа, и поэтому мы, — подчеркнул Папа, — называемся «христианами», то есть «помазанными людьми», людьми, принадлежащими Христу и тем самым причастными Его помазанию и Святому Духу. Бенедикт XVI также напомнил слова св. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского: «Я хочу не только называться христианином, но и быть им». Пусть же эти освященные елеи, — сказал Папа, — напомнят всем верующим о долге, присущем всем христианам, и да поможет нам Бог не только называться христианами, но и быть ими.
В Страстной четверг освящаются три типа елеев, выражающих три основных измерения христианской духовной жизни. Первый тип – это елей катехуменов. Именно им Христос и Святой Дух впервые освящают человека и приближают его к Себе. Этот вид помазания имеет место еще до Крещения, и производится оно над людьми, еще только ищущими Бога и вставшими на путь обращения. Елей катехуменов, — подчеркнул Папа, — свидетельствует, что не только люди ищут Бога, но и Сам Бог ищет нас. Тот факт, что Он вочеловечился и спустился в бездну человеческого существования, вплоть до смертельной тьмы, показывает нам, насколько Бог любит человека, Свое творение.
Другой вид елея предназначен для помазания больных. Перед нашим взором предстает огромное количество страждущих: страдающие от голода и жажды, жертвы насилия на всех континентах, инвалиды, преследуемые и униженные, люди с сокрушенным сердцем. В Евангелии от Луки сказано, что Иисус, отправляя первый раз Своих учеников на миссию, «послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк 9,2). С самого начала Иисус поручил Церкви врачевать душевные и физические болезни. Конечно, — напомнил Бенедикт XVI, — главная задача Церкви состоит в провозглашение Царства Божия, но именно это провозглашение ведет к исцелению. Словам Папы вторит пророк Исаия, написавший: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис 61,1). Провозглашение Царствия Божия, бесконечной благости Бога должно в первую очередь исцелять сокрушенные сердца людей. Затем Святой Отец поставил в пример некоторых выдающихся личностей, принадлежавших к различным социальным слоям и религиозным конфессиям, которые посвятили свою жизнь заботе о страждущих. Это – Викентий Поль, Елизавета Венгерская, Луиза де Марийяк, дон Камилло де Леллис, Мать Тереза.
Третий вид елеев – святое миро, которым в древности помазывали царей и священников. Ныне оно используется при совершении таинств Крещения, Миропомазания и Рукоположения в священный сан. Еще пророк Исаия воспроизвел в своей книге обетование Бога, данное Его избранному народу: «Вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис 61,6). Крещение и Миропомазание символизируют принятие человека в Божий народ, в народ священников, предназначенных для служения всему миру, каковым и являются христиане. Они призваны сделать присутствие Божие видимым для мира, свидетельствовать о существовании Господа и приводить к Нему. Но действительно ли мы являемся святилищем Бога для мира и в мире? – задал аудитории вопрос Бенедикт XVI. Не мы ли грешим неверием и отдалением от Бога? Разве это неправда, что ведущие христианские страны Европы устали от своей веры, своей истории и культуры и уже не хотят быть христианскими? Поэтому, — сказал Папа, — у нас есть важные причины, чтобы возопить к Богу: «Не допусти, чтобы мы перестали быть народом! Сделай так, чтобы мы опять Тебя исповедовали!»
В заключение Бенедикт XVI напомнил о вскоре предстоящей беатификации Иоанна Павла II, великого свидетеля Божия нашего времени, за которого нам следует особенно усердно благодарить Творца.