Справедливость (окончание темы о добром человеке)
Если мы сравнили мужество с двигателем, благоразумие — с рулем, воздержанность — с тормозами, то справедливость, о которой собираемся говорить, можно сравнить с правилами дорожного движения, которые дают каждому на дороге необходимое пространство и гарантируют возможность двигаться к цели.
Справедливость определяется, как постоянная способность дать каждому принадлежащее ему. Здесь мы думаем не только о материальных ценностях, но и о таких, как время, свобода, уважение. Что касается материальных ценностей, скажем коротко, что их владельцы согласно Божьему предназначению должны распоряжаться ими лишь как хранители. Тут практическим следствием могла бы быть подробная инвентаризация собственного кошелька, кладовой, платяного шкафа, может, гаража, которая показала бы нам наши излишки, а их, в свою очередь, хорошо бы разделить с теми, у кого их недостаток. Конечно, наша милостыня — не забываем — должна быть благоразумной, не должна приучать кого-то к несправедливому тунеядству. Затем, согласно совету Церкви, надо бы вместе с милостыней давать и воспитание трудолюбия и бережливости. Другая область, в которой может найти применение наша справедливость, — время. Его избыток, принадлежит другим, тем, кто не имеет его достаточно, не обеспечен необходимым отдыхом или нужным лечением, например, из-за заботы о большой семье. Мы можем поделиться временем, служа помощью тем, у кого времени не хватает. Оценим с этой точки зрения наше вылёживание в постели, наше сладкое ничегонеделание, телевизор, наше стихийное подчинение пристрастиям, нашим “конькам”, блужданием по городу — людей посмотреть и себя показать… Но здесь в игру вступает и то время, которым располагают другие. Несправедливо «нападать» на кого-то в его доме или на его рабочем месте и воровать у него минуты, которые принадлежат ему и его семье или всему обществу, нехорошо отвлекать долгими, чрезмерными разговорами, болтовнёй. На чужое время мы имеем право ровно настолько, насколько нам его кто-то может и хочет подарить. Другой очень частой формой кражи времени является неточность, неоправданно долгое ожидание из-за опозданий, когда не сдерживаются обещания и не соблюдается время встреч, нарушаются сроки выполнения работ. Люди с хорошо воспитанной совестью стараются не допускать такие ситуации, но если по объективным причинам они случаются, заранее предупреждают и всегда извиняются, объяснив причины.
Свобода, которой нас Бог одарил, это тоже ценность, к которой надо относиться справедливо. Принуждать другого нельзя. Исключением являются случаи, в которых человек недостаточно использует свой разум и может себе сильно навредить. Такие случаи возникают особенно во время воспитания, в минуты, когда верх берут страсти. Тут дети по справедливости обязаны послушанием родителям. Неправильны и несправедливы всякие террористические нападения, все нажимы с помощью бытовой зависимости, морального давления, спровоцированной страсти, особенно нечистой, или с помощью алкоголя. На человека не позволено давить. Позволено только увлекать его за собой — одобрением, поучением, а особенно — собственным хорошим примером. Одной из форм несправедливого принуждения является пренебрежение обязанностями, небрежность и безответственность в семье, в воспитании, в апостольстве, в работе, на дорогах при управлении машиной и.т.п. Это вынуждает других принимать на себя больше ответственности, чем они по справедливости обязаны. Честь и доброе имя — и на них имеем право — до тех пор, пока сами их не уничтожим. Справедливо признание заслуг и первенства человека. Каждого — и твоего соперника тоже.
И, наконец, вспомним еще надежду, которая связана со справедливостью и тоже является большой ценностью. Если мы кому-либо дали слово и он возложил на нас надежды, мы обязаны не подвести его, не обмануть его. Конечно, если мы пообещали что-то плохое и вовремя опомнились, — не только не должны выполнить обещанное, но еще и должны извиниться за плохое предложение. Это тоже справедливо.
Не посмеем забывать о справедливости в отношении Бога.
«Что ты имеешь, — спрашивает апостол Павел, — что бы тобой не было получено?»
И поскольку мы всё имеем от Бога, мы не сможем осуществить справедливость по отношению к Нему иначе, как только отдавая Ему всё: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф 22,37).