Социальное учение св. Фомы Аквинского
Отцы II Ватиканского собора и католические богословы рубежа XX-XXI вв. продолжают развивать социальное учение св. Фомы, которое, по мнению некоторых из них, имеет «всеобъемлющий характер»: ведь оно утверждает, что моральные нормы должны быть регуляторами не только поведения людей, но и экономики, политики и социальной сферы.
Ниже мы публикуем доклад профессора о. Алехандро Кроствейта (Папский университет св. Фомы Аквинского), прочитанный им на симпозиуме «Вклад св. Фомы Аквинского в развитие общественных наук в Европе», который состоялся 10 июня 2014 г. в Культурном центре «Покровские ворота» и был посвящен 740-летию кончины выдающегося итальянского христианского мыслителя.
—
Социальное учение св. Томмазо (Фомы Аквинского) имеет всеобъемлющий характер, поскольку моральные нормы, регулирующие поведение людей, согласно этому учению, должны быть регуляторами также в области экономики и политики, равно как и в социальной сфере. Сложившийся в Средние века общественный строй был разрушен в XVIII-XIX вв., в качестве разрушительных сил следует назвать национализм, капитализм, промышленную революцию, а также Французскую революцию. В результате повсеместно усилились эксплуатация рабочих и крестьян, были подорваны устои семьи и политическая стабильность, возникли острые социальные проблемы. Церковь, озабоченная обострением этих проблем и поисками адекватных решений, обратилась к св. Томмазо, в период с конца XIX в. вплоть до II Ватиканского собора его идеи служили нам в качестве ориентиров. Как и Ангельский наставник (так называли Томмазо его современники), Папы нового времени считают, что социальные проблемы относятся к духовной сфере.
Рассмотрим основные положения социального учения св. Томмазо, изложенные в его главном научном труде — «Сумма теологии».
Природный закон
Согласно учению св. Томмазо, сама человеческая натура побуждает всех нас стремиться к совершенству посредством благих деяний, благодаря которым и происходит развитие личности, проявляются ее природные способности. Однако люди обретают подлинное счастье и удовлетворение тогда, когда они действуют в соответствии не только с побуждениями своей натуры, но и с доводами разума и понятием о добродетели.
Природный закон основан на установленном Богом извечном порядке, который дает нам возможность развивать наши человеческие способности (это относится к нашему разуму, а также к обычным человеческим склонностям и интересам). Наша человеческая природа устойчива и рациональна, наш разум и душа свободны, а наши действия по своим результатам хороши или дурны в зависимости от того, следуем мы или нет своим природным побуждениям. Иными словами, в области морали действия человека направляет сама его натура, которая и определяет — в первом приближении — насколько его действия моральны или, напротив, греховны (имеется в виду, что грехом считается противоположное добродетели).
Понятие добродетели
Подобно Аристотелю, св. Томмазо считает добродетелью обычаи, которые способствуют усовершенствованию, рациональному развитию человеческой натуры. Добродетели различаются по своему содержанию, к умственным (интеллектуальным) добродетелям относятся мудрость, образованность и благоразумие. Главными добродетелями являются благоразумие, справедливость, умеренность и твердость. Справедливость и милосердие должным образом направляют волю. Благоразумие необходимо для добрых дел, ибо развивает разум и сдерживает порывы и устремления, присущие человеческой натуре. Самой важной из моральных добродетелей является справедливость, потому что ее основанием является прежде всего разум.
Теологические добродетели: вера, надежда и милосердие — приближают нас к Богу и счастью более высокого порядка, чем доступное в повседневной жизни. Подлинное милосердие, считает св. Томмазо, это дружба в сочетании с доброжелательностью. Милосердие есть высшая теологическая добродетель, ибо она вызывается божественным побуждением и потому приближает человека к Богу более всех иных добродетелей. Всякое проявление доброжелательности свидетельствует о доброй воле человека, то есть о его желании добра другим людям.
Социальное учение
Св. Томмазо придавал большое значение социальной справедливости, но следует иметь в виду, что эту тему, равно как и проблемы политические и экономические — он рассматривал в контексте своего времени и использовал терминологию той эпохи. Он считал, что необоснованное предоставление привилегий при распределении благ некоторым людям в ущерб другим является вопиющим нарушением справедливого распределения и величайшим грехом. Подобно Аристотелю, он считал, что общее благо важнее блага частных лиц, а справедливость является высшей добродетелью, поскольку свидетельствует о высокоразвитом разуме и направляет нас по пути общего блага.
Средством обеспечения справедливости является право, а ее целью — поддержание нормальных отношений между людьми. Справедливое действие — воздать каждому соразмерно его делам. Цель правовой системы заключается в поддержании справедливости в отношениях между людьми и в распределении благ между ними. Согласно Св. Томмазо, существуют два вида прав: во-первых, естественные права, основа которых — природное равенство людей; во-вторых, позитивные права, основанные на соглашении, достигнутом в результате переговоров. Это относится, в частности, к справедливому распределению благ.
Соблюдение справедливости очень важно в области всякого рода отношений и обязательств, договоров и соглашений. Справедливость в законодательной сфере является наиболее формализованным ее вариантом.
Св. Томмазо придавал большое значение тому, что ныне принято называть социальной справедливостью, он выделял две ее формы: коммутативную, регулирующую отношения между двумя индивидами, и распределительную, когда дело касается отношений между группами людей.
Частная собственность
Подобно Аристотелю, св. Томмазо считал, что частная собственность морально оправдана, поскольку издавна существует и приносит пользу. Частная собственность является основой порядка, так как налагает ответственность на обладателей. Вместе с тем он был убежден, что владельцы собственности обязаны использовать ее для достижения общего блага (ныне Церковь называет это социальной функцией предприятий). В этой связи следует отметить различие между правом обладания (владения) собственностью и ее использованием. Св. Томмазо посвятил целую статью осуждению обмана в торговле посредством завышения цены товара или услуги. Продавец (коммерсант) должен установить справедливую цену на товар или услугу, то есть между реальной ценностью товара или услуги и рыночной ценой должно поддерживаться определенное равновесие. По мнению св. Томмазо, продавец обязан при заключении сделки упомянуть недостатки своего товара. Кража — смертельный грех, нарушение библейских заповедей. Ростовщичество аморально.
Св. Томмазо относит к добродетелям свободу правильно использовать то, чем человек обладает, для устройства его жизни. Свободный человек отдает то, что имеет в избытке, нуждающемуся; по мнению св. Томмазо, эта добродетель имеет огромное значение для достижения общего блага, для создания дружеских отношений между бедняками и богачами. Эта добродетель является основой благотворительности, которая возникает как сопереживание бедствий ближнего и выражение любви к ближним. Жестокосердие по отношению к ближним есть порок. Тот, кто злобствует, если ему не причинен реальный ущерб, проявляет тем самым жестокосердие и уподобляется дикому животному.
Св. Томмазо осуждает скупость как чрезмерную привязанность к материальным ценностям. Алчность, будучи формой воровства, относится не к плотским грехам, а к сфере духовной жизни человека, поскольку свидетельствует о его духовном и религиозном падении. Скупым чужда благотворительность (это их главный порок), эти люди чрезмерно озабочены и беспокойны, ибо прибегали для обогащения к насилию, обману и мошенничеству. Богатство придает человеку ложное представление о своем влиянии и авторитете, алчность порождает предательство, мошенничество, обман, насилие, безразличие по отношению к ближним, то есть серьезные социальные прегрешения. Св. Томмазо отмечает, что скупость присуща, по большей части, людям взрослым и пожилым, этот грех порождает, как отмечено выше, многие другие.
Расточительность — в противоположность скупости — означает, что материальным благам человек не придает должного значения, это тоже порок, но меньший, чем скупость, поскольку расточительность обычно приносит другим пользу, а от скупердяя никому нет проку. Расточительство исцеляется по мере старения, поскольку обычно такому человеку, много потратившему в молодости, на склоне лет приходится ограничивать свои расходы.
Либеральные экономические концепции
Социальное учение Католической Церкви, разработанное в XIX—ХХ вв., то есть в эпоху капитализма, основано на выдвинутых св. Томмазо концепциях общего блага и социальной справедливости. Современные экономические теории, которые выдвигают получение прибыли в качестве главной движущей силы экономической деятельности людей, были подвергнуты серьезной критике в энцикликах Льва XIII, Пия XI, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна-Павла II, Бенедикта XVI.
Серьезным изъяном этих теорий является догмат о невмешательстве государства с целью защиты интересов трудящихся и их семей. В противовес утверждениям сторонников такого подхода (Адама Смита, Ричарда Кобдена, Ричарда Райта и др.) Церковь напоминает, что еще св. Томмазо отмечал обязанность государства не только выступать в защиту общего блага против несправедливости, но и создавать в социальной, экономической и политической областях благоприятные условия для добродетельной жизни граждан, что означает активное участие каждого в жизни своего прихода, своего квартала или поселка, своей профессиональной ассоциации (ныне это именуется в католическом мире принципом субсидиарности).
Выдвинутый св. Томмазо принцип справедливого распределения ныне является веским аргументом тех, кто считает обязанностью государства перераспределение ресурсов и богатства в интересах бедных.
Отношение св. Томмазо к частной собственности и предназначению богатства также стало важной составляющей социального учения Церкви, которая считает частную собственность морально легитимной, если ее владелец ставит своей целью общее благо, а не только личное обогащение.
Начиная с Папы Льва XIII (90-е годы XIX в.), Церковь выступает за общее благо и справедливую оплату труда, причем обращается как к работодателям, так и к трудящимся, которых призывает добросовестно выполнять свою работу, то есть проявлять ответственность в отношении работодателей, иными словами, поступать справедливо. Этот сбалансированный подход Церкви исключает экспроприацию собственников, за которую ратовали социалисты. По существу, суждения, высказанные о собственности св. Томмазо, Церковь поныне признает верными.
Финансовый капитал
Выдвигая достижение справедливости в качестве главной цели в области трудовых отношений и в экономической сфере в целом, св. Томмазо сурово осуждал ростовщичество в духе библейских заповедей, считал, что богатство, нажитое путем ростовщичества, — неправедное. Позиция св. Томмазо по вопросу о ссудном проценте была столь твердой и однозначной, что это осложнило установление нормальных отношений между Церковью и современным индустриальным обществом и финансовыми институтами. После Первой мировой войны в официальных документах Церкви критика ростовщичества как аморальной деятельности была несколько приглушена, упор стали делать на социальную справедливость и защиту бедных. Эта позиция может причинить ущерб репутации Церкви, поскольку общеизвестно, что именно ростовщичество и различные формы спекуляции являются причиной многих социальных проблем современного мира (долг слаборазвитых стран, экономические кризисы и т.д.).
После II Ватиканского сбора Церковь сохраняет приверженность учению св. Томмазо об общем благе, но в последнее время делается упор больше на требования, относящиеся к правам человека и принцип достоинства личности. Однако принцип достоинства личности и права человека можно толковать по-разному, что порождает сомнения и дезориентацию, в этом отношении Томмазово учение об общем благе имеет существенное преимущество.
Св. Томмазо много размышлял о причинах возникающих в обществе конфликтов и противоречий и пришел к выводу, что главным средством сохранения социального мира и процветания является милосердие во всех его проявлениях. Подлинный мир, по его убеждению, возможен лишь в отношениях между добродетельными людьми, в конечном счете мир является результатом милосердия людей, поскольку основан на уважении одним человеком интересов другого. Мир основан не на сходстве мнений, которые относятся к области интеллектуальной жизни человека, а на общности стремлений и желаний. Мир обеспечивается справедливостью, которая преодолевает препятствия, но прежде всего — милосердием, которое по самой своей сущности порождает мир. Противоположностью милосердию является греховное нежелание соглашаться с другим, возникающее обычно из-за тщеславия.
Оказание помощи бедным в виде милостыни является обязанностью человека, исходя из разумных понятий, а также является необходимым условием добродетельной жизни. Справедливость обязывает нас делиться тем, что мы имеем сверх необходимого нам, не поделиться с нуждающимся, попавшим в беду, частью того, что мы имеем в избытке, — это смертельный грех. Св. Томмазо поясняет, что милосердие не должно причинять материальный ущерб семье благотворителя. Помогать следует тем, кто живет по соседству и чья добродетельная жизнь известна, надо подавать милостыню, достаточную, чтобы действительно облегчить положение нуждающегося ближнего.
Люди по природе своей — существа общественные, поэтому семья, общество, государство — столь же естественные структуры, равно как присущее им иерархическое устройство. Семья имеет свои определенные цели, издавна установленные, не следует отвлекать ее на иные цели.
Основу законов, согласно учению св. Томмазо, составляют разум, природа и общее благо. Закон есть правило, предписывающее людям добродетельное поведение в интересах общего блага. Несправедливый закон, не имеющий такой цели, — не является настоящим законом. Некоторые грехи закон дозволяет и карает лишь за серьезные нарушения, действие закона сказывается не сразу, а постепенно. Справедливые законы, направленные на обеспечение общего блага, следует соблюдать неукоснительно.
Св. Томмазо считал, что наилучшую защиту детям обеспечивает моногамный брак между мужчиной и женщиной.
Социальное учение Томмазо и Церковь в Новое время
Французская буржуазная революция и научно-технический прогресс разрушили средневековое европейское аграрное общество с присущими ему социальными связями и обрекли сотни тысяч людей на жалкое прозябание в новых промышленных городах.
Многие церковные иерархи и миряне на начальном этапе Французской революции восприняли ее положительно, но впоследствии их отношение изменилось, когда среди революционеров стали задавать тон самые радикальные из них, которые обрушили на Церковь критику и репрессии. Учение св. Томмазо послужило обоснованием неприятия Церковью либерального общества, поскольку оно было чуждо католическому пониманию основ общественного устройства.
Реакцией папства на новые идеи Французской революции было осуждение таких либеральных новаций в социальной сфере, как всеобщее избирательное право, свобода вероисповедания, свобода печати и ассоциаций, поскольку они считались враждебными Церкви. Даже такой защитник интересов трудящихся, как Папа Лев XIII отрицательно относился к свободе печати, сочтя ее вредной для общества, а также к свободе вероисповедания и отделению Церкви от государства.
Впоследствии, на протяжении ХХ в. отношение Церкви к либеральным реформам и новациям изменилось, некоторые суждения св. Томмазо отошли в прошлое, однако главные идеи его учения не утратили свое значение и ныне, особенно после того, как прекратился конфликт между коммунистической и капиталистической (дарвиновской) моделями общества.
Вариантом христианского реформизма, восходящим к идее св. Томмазо, что «общество представляет собой иерархически построенное единство общественных и профессиональных организаций», была теория корпоративизма, представлявшая концептуальную альтернативу как крайнему индивидуализму, свойственному капитализму, так и всесильному социалистическому государству, подавлявшему общество. Однако эта идея была дискредитирована фашистскими режимами (Муссолини в Италии, Дольфуса в Австрии, Салазара в Португалии).
После II Ватиканского собора главным принципом своего социального учения Церковь признает не столько традиционную практику социального милосердия, сколько солидарность, взаимное уважение прав различными социальными слоями, которое призвано обеспечить в современном обществе реализацию идеи социальной справедливости.
Политическая теория св. Томмазо и социальное учение Церкви
Св. Томмазо считал наилучшей формой политического устройства, обеспечивающей стабильность и благочестивую жизнь граждан, конституционную монархию, основанную на божественной воле. Это его убеждение, конечно, очень затруднило адаптацию Церкви к политическим реалиям XIX-ХХ вв.
Впервые демократия была признана Церковью наилучшей формой управления в энциклике Папы Иоанна Павла II Centesimus Annus, поскольку она способствует общему благу и участию людей в жизни общества.
Крушение реального коммунизма в Европе в 1989 г. поставило Церковь в очень трудное положение, ибо христиане всего мира оказались теперь один на один с моральными и социальными вызовами капитализма, национализма, терроризма и современной глобализации. До падения коммунизма христианство на основе идейного наследия св. Томмазо разработало программу, дающую обоснованные и обстоятельные ответы на моральные, социальные, экономические и политические проблемы современного мира. Провал либерального проекта, то есть капитализма и индивидуализма, во всех сферах жизни, о чем наглядно свидетельствует всемирный кризис, делает актуальной переосмысление идей и принципов томизма применительно к нынешней ситуации в политике, в экономике, в жизни общества.
Свящ. Алехандро Кроствейт,
профессор, декан факультета общественных наук
Папского университета св. Фомы Аквинского (Анджеликум)
Источник: Благовест-инфо