Склонившись над страницей истории…
Вчера исполнилось сто лет со дня Октябрьской революции. Кто-то называет ее «революцией», кто-то «переворотом». Кто-то возносит ей хвалу, кто-то ее ругает, но и те, и другие зачастую кривят душой, когда стараются приукрасить или очернить страницы истории. Историю не стоит переписывать, ее надо принимать, такой, какой она была, в противном случае мы рискуем потерять не только прошлое, но и настоящее. Лично я и не вспомнила бы эту дату, если бы вечером, проходя по улице 1905 года, не увидела малочисленную группу митингующих, собравшихся у памятника жертвам революции 1905 года. Остановиться и прислушаться меня заставили слова, доносившиеся из динамика. Мне показалось, что я ослышалась, мне не верилось своим ушам: оратор призывал к новой революции. На минуту мне показалось, что я нахожусь на съемочной площадке очередного советского фильма об «Октябре 17-го». Оратор же с воодушевлением и гордостью за содеянное говорил о массовых расстрелах интеллигенции, кадровых офицеров, духовенства и призывал к новым жертвам во имя новой революции. И мне вспомнились слова П. А. Столыпина: «Дайте России двадцать спокойных лет, и вы ее не узнаете». Но ни Столыпину, ни России этих двадцати лет не дали…
И вот, спустя сто лет, нелегких и кровавых, мы вновь слышим призывы к новой революции, к революции через насилие над … – над всем, что несет свет в нашу жизнь, что наполняет ее духовностью. Неужели нас ничему не учит наша история? Если мы хотим сильной России, так зачем же призывать к революции? Любая, даже самая «мирная» революция создает дестабилизацию в стране. Ни одна революция не сделала ни одно государство сильнее. Революция и революционеры стремятся уничтожить богатых, причем не только в материальном смысле , но и в духовном, гораздо в большей степени, чем сделать так, чтобы не было бедных. Только человек лишенный всего, и в первую, очередь духовности, готов участвовать в революции, ему нечего терять. Человек богатый духовно, стремится делиться своим богатством, ему не нужна революция, ему есть, что терять. Современное общество очень бедно, и эта бедность – не материальная, а духовная. Человек богатый духовно не ищет «богатств» материального мира, не собирает сокровищ на земле, где их и ржа поест, и вор похитит. Он разумно и без излишеств, распоряжается тем, что имеет. Он берет только то, в чем нуждается, и не пытается взять лишнее, то, что не нужно: ведь он человек разумный. Его разум направлен на сбережение богатств, предназначенных для всех. Он – свободен, поскольку не является рабом своих привычек и материальных благ; он – преисполнен воли, ибо сам выбирает свой путь. В таком человеке четко проступают образ и подобие Божием, и уж он-то вряд ли будет призывать к революции и насилию. Скорее, он последует призыву апостола Павла: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; <…> Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою». (Рим 12, 5-16a). И это не случайно, ведь мы, по словам того же апостола Павла, «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Если же мы члены одного тела, разве возможно, чтобы один из его членов хотел гибели другого? Разве возможно, чтобы тело начало пожирать само себя? Мы – члены одного тела, не может существовать по отдельности, мы созданы для того чтобы дополнять друг друга. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру», — говорит нам Апостол Павел.
В годовщину 100-летия Октябрьской революции, наверное, самым правильным делом будет призыв к молитве за гонителей и гонимых. Не нам судить наших врагов, на это есть Высший Судия. Осуждая другого, мы рискуем быть сами побеждены злом, вместо того, чтобы победить зло добром. Необходимо молиться и за тех, кто сегодня призывает к новым революциям и войнам, чтобы они открыли свои сердца, чтобы увидели Христа, распятого в ближнем, и тогда нам не придется ставить новых памятников жертвам репрессий.
Автор: Ольга Дубягина,
прихожанка кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.