Семья – это свет миру. К итогам XIV Генеральной Ассамблеи Синода епископов

Семья – это свет миру. К итогам XIV Генеральной Ассамблеи Синода епископов

 

vigil1Проходившая с 4 по 25 октября в Риме Ординарная Ассамблея Синода епископов была посвящена теме «Призвание и миссия семьи в Церкви и современном мире» и представляла собой «вторую часть дилогии»: первой же частью была посвященная той же теме Внеочередная Ассамблея Синода, прошедшая ровно год назад, в октябре 2014. Промежуток между двумя действами пьесы, исполненной высшим совещательным органом Учительства Церкви, был наполнен работой осмысления и настойчивой молитвой, цель которых – выяснить указанный Господом путь Церкви в нашу эпоху, пролегающий через семью, особую миссию и призвание этого важнейшего института, основополагающую базовую ячейку Церкви и общества.

4В течение трех недель участники Синода, среди которых – 74 кардинала, 102 епископа, 2 приходских настоятеля, 24 эксперта, 51 слушатель (в том числе 18 супружеских пар) и 14 братских делегатов, совместно молились и размышляли о том, каким образом наши современники, верные Католической Церкви, могут жить в согласии с тем замыслом о семье, который дан нам в Библейском Откровении и церковном Священном Предании. 107 участников представляли Европу, 64 – Северную и Южную Америку, 36 – Азию, 9 – Австралию и Океанию.

Россию на Синоде, как и год назад, представлял ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ-митрополит Павел Пецци.

Новшеством последней Ассамблеи стал метод ее работы, одобренный Святейшим Отцом. Отцам Синода была предоставлена возможность более широкого участия в дебатах, так что каждому из докладов и коротких выступлений уделялось больше внимания, и, кроме того, была интенсифицирована работа в малых группах, где все участники смогли вести обсуждение на родных языках. Участниками дискуссий, наряду с Отцами, стали также слушатели и братские делегаты.

3Всего было проведено 18 общих заседаний и 13 сессий работы в малых группах, каждая из которых насчитывала порядка 20 человек. Для сравнения, на XIII Генеральной Ассамблее Синода в 2012 г., посвященной новой евангелизации, общих заседаний было 23, а сессий работы в малых группах – всего 8. В языковом отношении малые группы были образованы так: четыре английских, по три французских и итальянских, две испанские и одна немецкая.

Заключительный доклад по итогам синодальных дискуссий готовился специальной комиссией из 10-ти человек, назначенных Папой. Работа Синода характеризовалась полной открытостью: о происходящем на нем мир мог узнавать из ежедневных брифингов с участием синодальных Отцов, проходивших регулярно в час дня.

За время Синода Папа Франциск лично возглавил три богослужения: Мессы открытия (4 октября) и закрытия (25 октября), а также воскресную Мессу 18 октября, на которой к лику святых были причислены родители святой Терезы из Лизье, супружеская пара Луи и Мари-Зели Мартен. Понтифик также принял участие в молитвенном бдении на площади Святого Петра в канун открытия Синода 3 октября и возглавил празднование 50-летия учреждения института Синода епископов, прошедшее 17 октября.0

Верные католики по всему миру сопровождали работу Синода своей горячей молитвой, а особым образом молитва в этом намерении возносилась в древней римской базилике Санта-Мария-Маджоре, где все три недели ежедневно читался Розарий и совершалась Святая Месса: в первую неделю – о детях, во вторую – о родителя, и в третью – о бабушках и дедушках.

 

Открытие Синода

2Синод открылся торжественной Мессой в соборе Святого Петра в воскресенье 4 октября 2015 года. Возглавивший св. Мессу Папа Франциск призвал возвещать «Евангелие семьи» в истине и любви. Понтифик отметил, что современный человек переживает драму глубокого одиночества. И речь идет не только о вдовцах или людях, оставшихся без супругов, но также и о мигрантах, о беженцах, о многих молодых людях, которые становятся жертвами потребительства, эксплуатации и маргинализации, что было охарактеризовано понтификом как «культура отбросов».
«Сегодня мы переживаем парадокс глобализирующегося мира, где видим много роскошных домов и небоскребов, но всё меньше домашнего и семейного тепла; много амбициозных проектов, но мало времени для жизни тем, что было осуществлено; много изысканных средств для развлечения, но всё больше пустоты в сердце; много комфортности, но мало любви; много свободы, но мало самостоятельности… Всё больше и больше людей, которые чувствуют себя одинокими, но немало и тех, кто добровольно заточает себя в эгоизме, меланхолии, разрушительном насилии, порабощении себя удовольствиям, обожествлении денег», — отметил Папа, добавив, что сегодня многие наши современники переживает тот же опыт, что и наш прародитель Адам: наличие обширных возможностей и власти над окружающим сопровождается чувством нарастающего одиночества и уязвимости.

5Современный человек всё менее серьезно относится к построению основательных и плодотворных отношений любви, с сожалением констатировал Папа. «Любовь прочную, верную, надежную, стабильную, плодоносную всё чаще высмеивают и представляют в качестве старомодной одежды», — с сожалением констатировал Папа и добавил, что наиболее развитые общества имеют сегодня самый низкий уровень рождаемости и самый высокий уровень абортов, разводов, самоубийств и загрязнения не только окружающей, но и социальной среды».

Вспоминая библейскую историю о сотворении мира, Святейший Отец отметил, что Бог создал человека не для жизни в печали и одиночестве, но для счастья в браке между мужчиной и женщиной, для того, чтобы любить и быть любимым; и чтобы увидеть плод своей любви в детях.

Перейдя к теме брачного союза между мужчиной и женщиной, Епископ Рима указал на то, что человек не должен разделять то, что Бог соединил. Необходимо преодолеть любые формы индивидуализма, за которыми прячется жалкий эгоизм и страх перед сутью Божия замысла о супружестве и браке. Страх принять этот Божий замысел парализует человеческое сердце.

12079649_1076760715668865_3411338045653547325_nОднако, по убеждению Вселенского Архиерея, как это ни парадоксально, человека нашего времени всё же захватывает и притягивает настоящая, крепкая, плодотворная, верная любовь «пока смерть не разлучит нас». Мы становимся свидетелями того, как наш современник подвергается соблазнам и вступает на путь случайной и временной любви, но, несмотря на это, мечтает о любви настоящей; он гонится за телесными наслаждениями, но при этом втайне мечтает о жертве и самоотвержении.

Папа напомнил, что задача Церкви – переживать свою миссию в любви, взыскующей человека и исцеляющей его раны, устремляющейся не мешкая на помощь человеку. Обращаясь к Отцам Синода накануне начала их работы Святой Отец призвал не забывать, что «суббота для человека, а не человек для субботы», и что «врач требуется не здоровым, но больным». Но при этом также не упускать из виду священный характер семейной жизни, единство и нерасторжимость супружеского союза; не поддаваться влияниям новомодных взглядов, а отстаивать истину о верности и преданности в любви. Но, с другой стороны, не осуждать оступившихся людей, а подобно хорошей матери, попытаться исцелить раны, нанесённые супружеским отношениям, уподобиться больнице с широко распахнутыми дверями, где радушно встретят всех тех, кто попросит о помощи и поддержке.12144666_1076760752335528_5024799501226749177_n

По словам Святейшего Отца, Церковь призвана защищать милосердную любовь, которая одна только в состоянии избавить человека от его одиночества, и не забывать о своей данной Богом миссии Доброго Самарянина, спешащего на помощь израненному человечеству.

 

Высокопреосвященный Павел Пецци о Синоде

pezzi_sinodo Как и в прошлом году, Католическую Церковь в России на Синоде представлял председатель Конференции католических епископов РФ архиепископ Павел Пецци. И вновь, как и в прошлом году, Владыка Павел на протяжении всего времени работы этого высокого церковного форума делился с нами своими мыслями и впечатлениями в своем «Дневнике Синода». Вот его первая запись.

Я приехал в Рим. Синод ещё не начал свою работу, но люди уже собрались, чтобы молиться о нем. Они уже поняли суть: в центре – Христос и человек. Вечер на площади Святого Петра – теплый и прекрасный, как будто осень медлит наступать. После вчерашнего дождливого дня сегодня вечером на площади приятно и тепло благодаря атмосфере ожидания – и, всё-таки, напряженности. Молитвенное бдение начинается неторопливо.

pope-marriage-synod2_custom-1120f6302252da8948f38eb88d0a0692568306f9В 17 часов, когда начались выступления ответственных самых распространённых церковных движений, народ заполняет более или менее половину пространства площади, кардиналы и епископы потихоньку занимают места базилики… Мне это напоминает паломничество, когда люди идут к определенной цели и несут с собой всю свою жизнь со своими проблемами и красотой, радостями и скорбями.

2 Папа Франциск выходит на площадь в 18 часов. Я смотрю на площадь, и она уже переполнена народом Божиим, вокруг меня много кардиналов и епископов, значительно больше, чем в прошлом году. Свидетельства чередуются с чтениями и песнями. Папа читает проповедь. Впечатляют некоторые фразы: «, каждая – это свет, даже если он слабый, в темноте мира».

Вспоминаются слова, с которыми Папа Франциск обратился к семьям недавно в Филадельфии, на Всемирной встрече семей: «Для Церкви семья – это, прежде всего, не повод для беспокойства, но счастливое подтверждение того, что Бог благословляет шедевр Своего творения. Каждый день, по всему миру, Церковь может радоваться о Господнем даре многочисленных семей, которые также в испытаниях остаются верными своим обещаниям и сохраняют веру!»

20141005cnsph118 Оптимизм и надежда возникают, когда мы исходим из фактов, а не из проблем. Если я хочу осветить тьму проблем, я должен исходить из света реальности, из того, что есть. Хочется не останавливаться на спорах, которые уже начались, и которые неизбежно будут сопровождать и этот Синод, но начинать работу именно с этими мыслями. «Семья – это место евангельской святости, которая реализуется в обыденных условиях, — говорит Папа. — Это место распознавания, где люди учатся узнавать замысел Бога о своей жизни и принимать его. Это место бескорыстия, где мы учимся принимать другого и прощать друг друга».

Из Рима, 3 октября 2015 г.

 

Первый рабочий день и напутствие Папы

1 Понедельник 5 октября стал первым рабочим днем Синода. Его пленарное заседание открылось напутственным словом Папы Франциска, в котором понтифик призвал Отцов Синода дать полную свободу действия Святому Духу и трудиться с апостольским мужеством, евангельским смирением и доверительной молитвой. Синод – это совместный путь в духе соборности и коллегиальности, цель которого – благо Церкви, благо семей и salus animarum – спасение душ.

Святейший Отец напомнил, что Синод – это не парламент и не симпозиум, на котором участники договариваются и ищут компромисс. «Синод – это проявление церковности, совместный путь Церкви для того, чтобы истолковать действительность глазами веры и сердцем Бога. Церковь испытывает себя на верность сокровищнице веры, которая является для нее не музеем, чтобы только рассматривать и хранить, но живым источником, из которого Церковь утоляет жажду».

Синод, сказал далее Папа, происходит не где-нибудь, а непременно в лоне Церкви и в лоне народа Божьего, частью которого являемся мы, пастыри. Синод – это «защищенное пространство, в котором Церковь испытывает воздействие Святого Духа».

4«На Синоде Дух говорит устами всех людей, которые позволяют Богу вести их, – а Он всегда удивляет и открывает малым то, что скрывает от мудрых и разумных». Наш Бог, продолжил Святой Отец, «сотворил закон и субботу для людей, а не наоборот; Он оставил 99 овец, чтобы найти заблудившуюся овцу; Бог – это Тот, Кто всегда больше нашей логики и наших расчетов».

«Но давайте помнить, что Синод сможет быть пространством деяния Святого Духа только если мы, участники, облечемся в апостольское мужество, в евангельскую кротость и в доверительную молитву: это апостольское мужество не позволит нам убояться ни мирских соблазнов, стремящихся угасить в сердце человека свет истины, заменяя его слабым и временным мерцанием,  ни ожесточения некоторых сердец, которые вопреки добрым намерениям отдаляют людей от Бога».

Апостольское мужество, – добавил Папа, – побуждает нас нести жизнь, а не превращать христианство в музей воспоминаний. «Евангельское смирение  умеет освободиться от собственных убеждений и предубеждений, чтобы выслушать братьев-епископов и исполниться Бога. Это смирение побуждает не указывать на других людей с осуждением, но протягивать им руку и помогать им подняться, не чувствуя своего над ними превосходства».

Доверительная молитва – это «деяние сердца, открывающего себя Богу, когда умолкают все наши прихоти и мы слушаем сладостный голос Бога, говорящего в безмолвии». «Если мы не слушаем Бога, все наши слова останутся лишь словами, не насыщающими и ненужными. Если мы не поддаемся Святому Духу, все наши решения останутся лишь декорациями, не прославляющими Евангелие, а укрывающими его».

 

Вступительный доклад кардинала Петера Эрдё

OSSROM69960_ArticoloТон обсуждению и основные направления последующих дискуссий задал в своем выступлении генеральный докладчик Синода, венгерский кардинал Петер Эрдё. Значительное место в его докладе было уделено проблемам помощи малоимущим семьям и защиты жизни от ее зачатия до естественного завершения.

В первой части доклада кардинал Эрдё перечислил проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи: это миграция, социальная несправедливость, низкие зарплаты, рабочая мобильность, низкая рождаемость, насилие над женщинами, принуждение их к абортам, принудительная стерилизация, суррогатное материнство и использование донорских клеток для удовлетворения собственного желания иметь ребенка любой ценой.

Основной вызов заключается в том, что прихоти превращаются в объект права, подчеркнул кардинал Эрдё. Кроме того, в современном обществе сексуальность отделяется от деторождения, а человеческая жизнь и родительство становятся «сборно-разборными».

Во второй части доклада речь шла о нерасторжимости брака, из которой выводится само призвание семьи. Эта нерасторжимость – не бремя, а дар. Необходимо «продвигать достоинство брака и семьи как общины жизни и любви. С этой целью следует уделять особое внимание подготовке самих супругов – чтобы их оставался не внешним, эмоциональным фактом, но духовным и церковным, а также подготовке священнослужителей, призванных сопровождать семьи, обладая аффективной и психологической зрелостью. Один из аспектов миссии семьи – это сотрудничество с общественными институтами, особенно там, где общепринятое понимание семьи не соответствует христианской или естественной концепции».

«Деликатна и требовательна» задача Церкви по отношению к израненным семьям, — продолжил кардинал Эрдё. — Подход к ним должен быть основан на милосердии и радушии, но также и на ясном изложении истины о браке. Самое большое милосердие – это говорить правду с любовью».

Кардинал предложил идти «дальше простого сочувствия»: милосердная любовь «притягивает и объединяет, преображает и возвышает, приглашает к обращению».

erdo (1)Докладчик остановился на отдельных «непростых случаях»: в отношении к сожительствующим вне брака парам необходима «здравая педагогика», которая поможет привести их сердца к «полноте Божественного замысла».

Для разведенных, оставшихся в одиночестве, следует организовывать епархиальные центры помощи, в том числе и для сопровождения детей, ставших жертвами таких ситуаций.

Что касается разведенных второбрачных, то здесь необходимо углубленное размышление: «Надлежит милосердное пастырское сопровождение, которое однако не оставляет места для сомнений насчет истины о нерасторжимости брака, о которой учит Сам Иисус Христос. Милосердие Божие дарует грешнику прощение, но и просит об обращении».

Во вступительном докладе было упомянуто о «покаянном пути» с тем уточнением, что этот путь применим к тем разведенным второбрачным, которые живут в воздержании и поэтому могут приступать к Таинству Покаяния и  Евхаристии, не будучи при этом соблазном для других. Таким образом была подтверждена традиционная практика Латинской Церкви, согласно которой священники могут давать отпущение грехов супругам, вступившим в повторный брак, если они обещают изменить жизнь.

В отношении «закона постепенности» в приобщении к Таинствам также было уточнено: «Хотя некоторые формы сожительства несут в себе определенные позитивные аспекты, это не означает, что их можно представлять как благо». Но следует проводить различие между «объективной истиной о нравственном благе и субъективной ответственностью отдельного человека». Закон постепенности может иметь место только в отношении субъективной ответственности и заключается в воспитании совести.

Следующий параграф доклада был посвящен пастырскому отношению к гомосексуалистам. К ним следует проявлять уважение и тактичность, избегая ярлыков и дискриминации, однако «не существует никакого основания для того, чтобы проводить равенство или устанавливать аналогии, даже отдаленные, между гомосексуальными связями и замыслом Бога о семье и браке».

Заключительные части вступительного доклада в очередной раз подняли тему неприкосновенности жизни от ее зачатия до естественного завершения. Церковь говорит «нет» абортам, терапевтической настойчивости, эвтаназии, «да» – открытости жизни как неотъемлемому аспекту супружеской любви.

Кардинал Эрдё напомнил об активной работе Церкви в деле помощи беременным, сиротам, женщинам, пережившим аборт, семьям, не имеющим возможности ухаживать за тяжелобольными. Церковь восполняет в этом отношении недостаток государственных социальных услуг.

В докладе пррзвучала рекомендация по «надлежащему обучению естественным методам для ответственного деторождения», в духе энциклики Павла VI Humana Vitae. Поощряется также усыновление как «особая форма семейного апостольства».

В параграфе о воспитании было сказано о том, что именно физические родители несут главную ответственность за общечеловеческое и религиозное воспитание своих чад, а Церковь должна поощрять и поддерживать их в этом.

Доклад завершился призывом к Церкви «обратиться и стать более живой, более персональной, более общинной».

RELIGION - CATHOLIQUESКроме кардинала Эрдё, на первом пленарном заседании Синода взял слово и кардинал Андре Вен-Труа, который еще раз заверил всех присутствующих, что учение о нерасторжимости брака не будет подвергнуто никаким сомнениям, и призвал размышлять о том, как лучше реализовать путь, основанный на милосердии, который ведет к обращению и прощению.

 

 

Синод: голоса мирян

Семья – это активный субъект,  а не только объект пастырства, и в Церкви совершенно необходимо сотрудничество между мирянами и священнослужителями. Об этом в своем выступлении и своих интервью заявляли супруги Мария-Лючия и Марко Матассони, родители четверых детей, члены Комиссии по душепопечению о семьях епархии Тренто.

matassoni375famiglia_m_47930556

Супруги принимали участие в работах Синода в качестве слушателей. Они считают, что необходимо полнее привлекать христианские семьи к ответственному участию в пастырской работе с другими семьями, тем самым помогая им осознать свою ценность и значимость. «Церковь – это семья семей, в которой все могут работать вместе, каждый согласно своей специфике и немощи – ведь нет людей, у которых нет проблем, но совместно все их можно решить», — утверждают супруги Матассони. По их убеждению, идеальным является такое положение дел, когда каждая христианская семья имеет тесную связь с другой семьей, так что эти семьи оказывают друг другу взаимную поддержку. Пары нуждаются в сопровождении и внимании не только когда они влюблены и делают (или не делают) шаг к браку, они нуждаются в свете и поддержке в лице другой семьи во всякое время.

Говоря о детях, Мария-Лючия и Марко отметили, что и у них есть чему поучиться: обладают непосредственной чуткостью, они более открыты и доброжелательны.

Госпожа Терез Нирабукейе из Руанды, где она преподает в Федерации семейного пастырства, также участвовала в Синоде в качестве слушателя. Ее больше всего волновала тема последствий мощной идеологической колонизации Африки, где в бедных странах в обмен на финансовую помощь насаждаются взгляды, разрушающие человека и его мораль, вносящие деструктивные тенденции в жизнь общества. В частности, это идеология гендера, а также контрацепция – то, что по словам Терез, не приживается и не находит отклика в африканской душе. Политическое давление в области так называемых репродуктивных прав, сопровождаемое значительным финансированием, лишает людей свободы. В этих условиях Церковь остается единственным институтом, всё еще защищающим достоинство человека таким, каким его создал Бог.

«Поэтому от Церкви, — сказала Терез, — я ожидаю сильных слов, а не слабых, которые бы вновь утвердили достоинство человека, достоинство семьи и женщины согласно замыслу Бога. Церковь должна говорить ясно, потому что не только мы, христиане, ждем от Церкви сильных слов: но и неверующие – по крайней мере в Африке – ждут от Церкви таких слов, которые помогут людям и дальше оставаться людьми. Думаю, что семья должна быть окружена особой заботой, потому что все мы происходим из семьи и идем к семье. Помощь семье содержит всю пастырскую деятельность в целом: базовое становление человека начинается в семье».

S?NODO DE OBISPOS Присутствие еще одного участника Генеральной Ассамблеи значительно понизило ее средний возраст: речь идет о маленьком Давиде, которому всего три месяца, и он – двенадцатый ребенок супругов Массимо и Патриции Палони из Неокатехуменального Пути. Эта семья уже 11 лет находится несет служение в миссии ad gentes в голландском городе Маастрихт. Приглашение на Синод стало для супругов поводом «воздать хвалу Богу за всё, что Он соделал в нашей жизни». «Я надеюсь, — сказала Патриция в интервью Ватиканскому Радио, — что на этом Синоде будет вновь открыта истина, содержащаяся в энциклике Humanae vitae». Изучение этого документа еще во времена помолвки стало для Патриции посланием надежды. «Бог благословил нас множеством детей: каждый ребенок принес с собой обилие милостей, укрепляя наш брак».

В Нидерландах, рассказывают супруги, многие с доброжелательностью воспринимают их многодетность. Кроме того, там «есть настоящая тоска по Богу, люди в глубине души ждут доброй вести, какого-то света».

 

Высокопреосвященный Павел Пецци о Синоде

Сегодня я провёл весь день, занимаясь «пастырством» семей. В городке Монте-Сан-Джусто, недалеко от Рима, я преподал таинство Миропомазания пятидесяти подросткам и молодым людям в тамошнем приходе. Меня впечатлила простая вера этих людей, большинство из которых живёт в семьях: почти все миропомазуемые пришли с семьёй. Правда, в недавнем прошлом здесь было три прихода (всего в городке пять тысяч жителей), а теперь остался лишь один, но приход живой и община существует.

AMAFI | CortonaИнтересно, что в этом городке десять лет тому назад три молодых прихожанина придумали делать городской фестиваль “clown & clown”. Это своеобразная форма евангелизации, событие, которое собирает больше тридцати тысяч (!) зрителей и участников в течение нескольких дней. Удивительно!

После богослужения я встретился с семьями, которые служат в терапевтической общине для выздоравливающих наркоманов и для подростков в сложных жизненных ситуациях. Очень трогательно видеть, как семья может стать местом, где люди, полностью потерявшие смысл и вкус жизни, смогут снова обрести их. Я поблагодарил их за их свидетельство веры и живущей этой верой семьи.

Монте-Сан-Джусто, 11 октября 2015 г.

 

Одна из главных проблем современной семьи – работа

OSSROM74783_Articolo Священник из Тресто Роберто Роза, настоятель прихода Святого Апостола Иакова, был назначен участником Синода лично Папой Франциском. По словам отца Роберто, каждый день имеющего дело с пастырством семей, самой серьезной проблемой для семейной жизни сегодня является работа: с одной стороны – ее отсутствие или нестабильность, с другой – возведение работы в абсолют, когда оба родителя трудятся, стремясь ко всё большему материальному достатку и пренебрегая такими аспектами, как семейная близость, совместная трапеза, совместное времяпровождение.

Как подсказывает опыт работы в приходе, подобные ситуации не остаются без последствий для детей. Родители всегда уставшие, в семье нет общения. Это приводит к тому, что у молодежи создается ощущение, будто семейная жизнь – это нечто слишком трудное и обременительное.

Часто семья превращается в гостиницу: ее члены не разговаривают друг с другом, не прощают, не любят друг друга, не рады друг другу, – всё это создает риск расставания.

11225406_1078921648786105_8896986928637007010_o Равновесию семьи, ее спокойствию и общению мешают такие феномены, как воскресный и ночные смены. Иногда, констатирует настоятель из Тресто, у семьи даже нет возможности совместно отмечать христианские праздники и воскресенья: родители работают, дети не могут сами пойти в церковь. К счастью, у некоторых есть бабушки и дедушки, и именно они становятся наставниками в вере. Часто старшее поколение помогает сохранить единство семьи: сегодня в душепопечении о семьях необходимо подчеркивать значение бабушек и дедушек.

По убеждению отца Роберто, Отцам Синода следовало бы каким-то образом повлиять на предпринимателей и работодателей, чтобы снизить занятость работников в праздничные и воскресные дни. Безусловно, необходимо подчеркивать ценность труда, который в первую очередь является средством для поддержания семьи, — но никак не целью жизни. «Конечная цель нашей жизни – праздник, а не работа. Я бы сказал, что Господь сотворил нас ради воскресенья, и именно в нем заключается смысл работы», — подвел итог участник Синода, приходской настоятель священник Роберто Роза.

 

Православно-католические супружеские пары как свидетели экуменизма

Примечательным было выступление на Синоде католического епископа из, в целом, православной страны: Франгискоса Папаманолиса, президента Епископской конференции Греции.

1570621_ArticoloПо его словам, смешанные браки в Католической Церкви в Греции составляют почти 80%, то есть большинство. При этом практически не существует проблем, связанных с различием конфессиональной принадлежности. Как правило, дети получают Таинство Крещения в Церкви, к которой принадлежит отец, а матери с уважением относятся к конфессии, в которой был крещён их ребёнок.

Немало есть также православных матерей, которые приводят своих детей на катехизацию в Католическую Церковь. Всё это является хорошим примером экуменизма, и не только на семейном уровне: такое отношение широко распространено среди всех мирян, как православных, так и католиков. Все хотят единства: в наше время разделение – это почти исключительно прерогатива священнослужителей, заметил греческий прелат.

 

Высокопреосвященный Павел Пецци о Синоде

Сегодня продолжилась работа в группах. Вначале кто-то, говоря о семье как об иконе Пресвятой Троицы, заметил, что в рабочем документе не хватает отсылок к семье из Назарета, и вспомнил великолепную проповедь блаженного Папы Павла VI в Назарете, которую мы читаем в Бревиарии в праздник Святого Семейства. Нужно терпение, много терпения. В нашей группе снова звучал этот призыв к терпению…

12,Катехизис очень хорошо говорит о браке, стоит обращаться к нему как можно чаще. Однако было бы полезно, чтобы Папа Франциск издал особый документ о призвании семьи и о браке, который, как авторитетное учительство, упростил бы и гармонически изложил вопросы богословия, права, пастырства семьи, собрав воедино всё предшествующее учение Церкви – включая Familiaris consortio [Апостольское обращение Папы Иоанна Павла II о задачах христианской семьи в современном мире], которое, вне всякого сомнения, сохраняет свою актуальность.

Катехизис говорит об отношениях Иисуса с супругами: «Он пребывает с ними, даёт им силу следовать за Ним, вставать после падений, взаимно прощать, носить бремена друг друга, находиться в повиновении друг у друга в страхе Христовом, любить сверхъестественной, тонкой и плодотворной любовью». В этом смысле супружеская любовь, как говорит св. Иоанн Павел II в своём тексте «Любовь и ответственность», «влечёт за собой тотальность, [совокупность измерений] в которую входят все составляющие личности, вовлечение тела и инстинкта, силу чувства и восприимчивости, стремление духа и воли. Она приводит к глубоко личному единству, которое, кроме телесного единства, ведёт к жизни единой душой и единым сердцем. Она требует нерасторжимости и верности взаимной и окончательной отдачи и раскрывается в плодотворности».

Это нормальные характеристики всякой супружеской любви, однако с новым значением, которое не только очищает и консолидирует их, но и возвышает до выражения собственно христианских ценностей. По своей природе брак открыт для плодотворности. Брак в изначальном замысле Бога, а затем в его актуализации Христом, имеет своим благом именно взаимную любовь и одновременно открытость к новой жизни. Поэтому брак в замысле Бога о человеке представляет собой общность мужчины, женщины и их детей, это путь к появлению новой жизни…

Церковь в течение всей своей истории, пусть и в различной степени, но всегда подчеркивала оба аспекта семейного призвания. В Средневековье больше подчеркивалось bonum prolis (благо потомства), поскольку это считалось более объективным аспектом брака, однако, безусловно, не отрицалось и bonum fidei, то есть взаимная верность, взаимная любовь супругов. Быть может, исходя из сознания нестабильности человеческой жизни, тогда не хотели преувеличивать этот второй аспект, ибо известно, что чувства могут меняться и должна сохраняться объективность таинства. Но сегодня, особенно после II Ватиканского Собора, этот аспект подчеркивается значительно больше, и акцент ставится на ценности взаимной любви супругов, в контексте которой bonum prolis проявляется как ответственность. Потому что детей нужно не только родить, но и воспитать. Вonum prolis настолько связано с браком, что плодотворность не может и не должна быть сведена только лишь к физическому рождению, но по-настоящему раскрывается в процессе воспитания.

Рим, 13 октября 2015 г.

 

Дискуссии о современной ситуации семьи

AFP4594975_Articolo (1) Наиболее острые дискуссии на Генеральной Ассамблее Синода разгорелись при рассмотрении третьего раздела «Рабочего документа», бывшего отправной точкой для внтурисинодального обсуждения. Этот раздел носил заголовок «Миссия семьи сегодня» и в нем были названы основные проблемы, с которыми в наши дни часто имеют дело верные католики и их душепопечители.

Третьему разделу Instrumentum laboris на Синоде епископов было посвящено 93 доклада, и одним из самых обсуждаемых пунктов стало причащение разведенных второбрачных. Эту тему Отцы Синода затрагивали как на пленарных заседаниях, так и на сессиях малых групп.

В «Рабочем документе» был предложен специфический путь для людей разведенных, которые заключили новый гражданский брак. В иных случаях этот путь мог привести к полному участию в Таинствах. В связи с этим, некоторые Отцы подчеркнули, что основой упомянутого пути должно стать ясное изложение учения Церкви о браке и защита Богооткровенной доктрины, поскольку Церковь не вправе ни дополнять, ни сокращать Слово Божье.

Vatican FamilyС другой стороны, звучали голоса, что верность Христовой истине не может подразумевать пожизненного недопущения к Таинствам, поскольку отчуждение от Евхаристии является тяжким лишением, а Святое Причастие по своей сути является исцеляющим лекарством, в котором прежде всего нуждаются грешники, а не наградой за хорошее поведение. С этой перспективы наиболее оправданным выглядит индивидуальный подход к уникальной ситуации каждой пары, основанный на покаянном пути, который может привести к допущению к Таинствам в некоторых случаях.

Один из иерархов заметил, что во всем тексте «Рабочего документа» только один раз присутствует слово «прощение», в то время как оно является основоположным аспектом в человеческих взаимоотношениях и центром христианского послания милосердия.

Свой взгляд на проблему предложил префект Конгрегации по делам епископов кардинал Марк Уэлле. По его убеждению, если Церковь не разрешает разведенным заключившим новый брак принимать Евхаристию, то совсем не потому, что второбрачные никогда не получат прощения. Церковь совершает и уважает в Таинстве Евхаристии Христа-Жениха и Его дар для Церкви. Поэтому Церковь призывает своих детей к уважению Таинства и, видя во второбрачных противоречие супружеской самоотдаче, – наличие второго партнёра – просит их воздержаться от Святого Причастия: это проявление уважения к Церкви ради её Божественного Супруга. Здесь не имеется в виду перманентное отсутствие прощения или единства с Богом, – наоборот. Самопожертвование, на которое следует идти, добровольно не принимая Святое Причастие, и, вместе с тем, принимая определённые жизненные лишения – это также путь к единению с распятым Христом, подчеркнул кардинал Уэлле.

Архиепископ Карлос Агийяр из Мексики подчеркнул, что Церковь призвана охватить своим милосердием всех: не только второбрачных, но и брошенных матерей, будущих матерей-одиночек, детей, у которых остался только один из родителей.

Была отмечена необходимость реорганизации пастырского попечения о семьях в приходах, в которой значительную роль призваны играть сами семьи, сопровождающие и поддерживающие менее благополучные семьи. Такой подход должен включать конкретные пастырские инициативы, а не ограничиваться лишь «событиями», отметили Отцы Синода.

Следовало бы также исключить из лексикона такой термин, как «курс подготовки к браку», заменив его на «совместный путь». Отцы Синода затронули и тему подготовки священников: сами они зачастую приходят из неблагополучных семей и тоже нуждаются в выработке позитивного взгляда на Таинство Брака и христианскую семью, чтобы в свою очередь помогать вверенным их заботам верным распознавать семейное призвание.

Иерархи из Азии и Африки выразили пожелание, чтобы Синод уделил больше внимания защите женщин, заключивших брак с мусульманами: часто их принуждают к отступничеству под угрозой развода. Вместе с тем, нужно выявлять и положительные аспекты смешанных браков как пространства диалога и свидетельства любви. Некоторые Отцы Синода снова коснулись темы реформы процесса по признанию недействительным брака, отметив, что для осуществления этой реформы подготовка церковных правоведов должна рассматриваться как часть пастырского служения.

Но, несмотря на различия мнений, атмосфера на Синоде оставалась не только деловой, но и в высшей степени братской и доброжелательной. Вот как охарактеризовал ее специальный секретарь Синода архиепископ Бруно Форте: «Здесь царит атмосфера большой вовлеченности всех Отцов Синода. Папа Франциск попросил высказываться с предельной откровенностью, уточнив в начале Ассамблеи, что нет ничего, о чем нельзя было бы говорить. Именно так и происходит, и я думаю, что это очень конструктивно, потому что свидетельствует о живой Церкви, в которой все несут ответственность. Только те, кто не были внутри, могут истолковывать это участие как заговор или разделения: все Отцы Синода – это люди веры, они чувствуют свою ответственность перед Богом и перед братьями, и это объединяет нас намного сильнее, чем все возможные и гипотетические партийные разногласия, которые нам приписывают».

 

Празднование 50-летия учреждения Синода епископов: апофеоз соборности и призыв к «благотворной децентрализации»

400 50-летнюю годовщину учреждения Папой Павлом VI института Синода епископов участники его XVI Генеральной Ассамблеи отметили специальным заседанием 17 октября, на котором выступил Папа Франциск.

Отправной точкой размышлений Святого Отца стало понимание Церкви как совместно проходимого пути. Папа напомнил, что он с самого начала своего понтификата придавал Синоду особое значение, поскольку он является одним из самых ценных аспектов наследия II Ватиканского собора. Папа Франциск процитировал слова святого Иоанна Павла II, который стремился к тому, чтобы «коллегиальная пастырская ответственность могла быть выражена в Синоде еще полнее».

«Мы должны следовать по этому пути. Мир, в котором мы живем и который мы призваны любить, служа ему даже в его противоречиях, требует от Церкви укрепления синергии во всех сферах ее миссии. Путь соборности и есть тот путь, которого Бог ожидает от Церкви третьего тысячелетия. То, чего Господь просит у нас, в определенном смысле уже содержится в слове ?Синод?. Совместный путь мирян, пастырей и Римского Епископа – это концепция, которую легко выразить словами, но не так просто осуществить на практике».

4«Соборная Церковь, — сказал далее Папа, — это Церковь слушающая, она осознаёт, что слушать значит больше, нежели слышать. Это – взаимное выслушивание, когда каждому есть чему научиться. Верный народ, Коллегия епископов, Епископ Рима: каждый слушает других и все слушают Святого Духа, чтобы услышать, что Он говорит Церквам. (…) Если мы поймем, что, как говорит святой Иоанн Златоуст, “Церковь и Синод – это синонимы”, ибо Церковь – не что иное, как совместный путь Божьей паствы на тропах истории, навстречу Христу Господу, – то мы поймем и то, что внутри Церкви никто не может быть ?возвышен? над другими. Напротив, в Церкви необходимо, чтобы кто-то ?принизился? для служения братьям на этом пути. (…)Церковь есть как бы перевернутая пирамида, вершина которой находится ниже основания. Поэтому те, кто осуществляют авторитет, называются служителями: согласно первоначальному смыслу этого слова, они – наименьшие из всех. В этой перспективе Преемник Петра – это “раб рабов Божиих”».

И если первый уровень осуществления соборности – это те органы общения, которые непосредственно связаны с народом, с повседневными проблемами, то второй уровень – это епископские конференции в пределах конкретной страны: «В соборной Церкви, — продолжил Франциск, — нежелательно, чтобы Папа заменял собой поместные епископаты в распознавании проблем на их территориях. В этом смысле я чувствую потребность в благотворной децентрализации». Последний уровень, на котором осуществляется соборность, — это уровень Вселенской Церкви.

6Все мы призваны созидать соборную Церковь, подчеркнул Святейший Отец, и эта миссия «несет в себе экуменические последствия». Папа Франциск сослался на святого Иоанна Павла II, говорившего об «обращении Папства»: «Я убежден, что в соборной Церкви осуществление первенства святого Петра может быть лучше освещено. Папа не стоит в одиночку над Церковью, но он находится в ней как крещеный среди крещеных, находится внутри Коллегии епископов как архиерей среди архиереев, одновременно призванный – как Преемник апостола Петра – управлять Церковью Рима, которая председательствует в любви над всеми Церквами».

 

Католическая Церковь впервые в истории прославляет в лике святых супружескую пару

Экватор Синода был отмечен воскресной Мессой 18 октября, в ходе которой Папа Франциск впервые в истории причислил к лику святых супружескую пару: родителей св. Терезы из Льзьё Луи и Зели Мартен.

1В тот же день понтифик канонизировал еще двух подвижников: итальянского священника Винченцо Гросси (1845-1917), посвятившего себя служению молодежи, и испанскую монахиню Марию Непорочного Зачатия  (1926-1998), заботившуюся о бедных. На канонизации присутствовали все участники Синода, а также многочисленные паломники из Франции, Испании и Италии, включая и членов правительств этих стран.
В своей проповеди Папа призвал пастырей Церкви отвергнуть «мирское искушение превосходить других и командовать другими. (…) Амбиции и карьеризм несовместимы со следованием за Христом. Почести, успех, репутация, земная слава несовместимы с логикой Христа распятого».

0 Папа также кратко напомнил о жизненном пути четырех новопрославленных святых, подчеркнув, что они «постоянно служили своим братьям, проявляя редкое смирение и милосердие».

Французы Луи Мартен (1823-1894) и его супруга Зели (урожденная Герен, 1831-1877) известны, прежде всего, как родители Терезы из Лизьё (1873-1897), которую Папа Пий Х в свое время назвал «величайшей святой нашего времени». Они святы потому, что поставили Бога на первое место в своей повседневной жизни.

По словам настоятеля базилики в Лизьё священника Оливье Рюффре, одного из самых активных сторонников канонизации благочестивых супругов, Луи и Зели сознательно избрали простую жизнь, сравнимую с жизнью Святого Семейства в Назарете. «Луи и Зели Мартен несли в своей семье истинное христианское служение, созидая день за днем атмосферу, полную веры и любви», — продолжил Папа Франциск. «У меня есть цель, эта цель – любить Бога всем сердцем», — часто говоривал Луи Мартен. Таким же было жизненное кредо его жены.

13,Из пяти дочерей супругов Мартен, доживших до совершеннолетия, четверо ушли в кармелитский монастырь в нормандском Лизьё (еще четверо их детей умерли в раннем возрасте). И если Тереза была беатифицирована еще в 1923 году, а канонизирована в 1925 году, то сегодня рассматривается вопрос о беатификации еще одной дочери Мартенов – Леони, которая несла монашеское послушание в монастыре в Кане, в Нормандии.

Зели Мартен скончалась в 46 лет от рака груди. Луи пережил ее на 17 лет, последние годы жизни он страдал церебральным атеросклерозом, по причине которого несколько раз был госпитализирован в психиатрическую клинику. Луи считал свой недуг «самым страшным испытанием для человека», но и в этой ситуации искал возможности служить Богу.

4 Канонизация стала возможной благодаря двум чудесам, совершенным по молитвам к супругам Мартен. Первое произошло в 2002 году в Милане, когда необъяснимым образом был исцелен от тяжелейшего респираторного заболевания новорожденный по имени Пьетро Скилиро. Второе имело место в 2008 году в испанской Валенсии, когда исцелилась от церебрального кровотечения недоношенная девочка по имени Кармен.

 

Высокопреосвященный Павел Пецци о Синоде

Сегодня мы завершили работу в группах. Разговор вновь шёл о подготовке к венчанию. Мы поделились различным опытом подготовки к браку и сопровождения молодых семей. О том, как нам удаётся или не удаётся формировать христианское видение брака и семьи в сознании людей, чтобы таким образом оказывать влияние на гражданское общество (ср. Familiaris consortio, 66), чтобы строить новую цивилизацию истины и любви.

timthumb_1

Кто-то заметил, что в этом воспитательном процессе важную роль играет призыв к непрерывному диалогу между двумя людьми, которые становятся одной плотью. Семья становится прочной, когда супруги приходят к уверенности относительно своего личного призвания и одновременно относительно глубокого единства их личностей, которое является дверью к единственности, нерасторжимости и плодотворности брака.

Кто-то, слава Богу, отметил важную роль прощения в этом диалоге, чтобы взаимное прощение стало привычным и постоянным. Подготовка к таинству брака, как своего рода катехуменат, должен ясно показывать субстанциональное совпадение природного и таинственного брака, поскольку способность вступать в брак заложена в самой природе человека. Конечно, для этого необходимо говорить о добродетелях (ср. Humanae Vitae, 9; Relatio Synodi 2014, 39) как о стимулирующем факторе свободы личности и о неотъемлемой связи добродетелей с тем, что человек представляет собой по природе. Человек, стань собой! И ещё. Воспитательный процесс катехумената должен помочь обручённым освободиться от навязанных идеологией представлений о личности и семье, чтобы вернуться к очевидности их реальной сущности, вписанной в саму природу человеческого сердца.

На самом деле, стоит снова обратить внимание на некоторые основы учительства святого Иоанна Павла II о личности и семье, и особенно вновь развивать три этапа подготовки к браку, о которых говорит документ Familaris consortio: основной, близкий и непосредственный этапы.

Также кто-то напомнил, что всё отнюдь не заканчивается браком, но наоборот, венчание – это начало, или вернее продолжение и совершение семейного призвания. Необходимо сопровождать будущих супругов, чтобы они смогли с удивлением обнаружить, открыть и принять благодать Таинства, которое поможет им помнить, что их природные ограничения станут для них возможностью постоянно возвращаться в дом Отца, обращаться к Христу: «Господи, к кому нам идти? Только у Тебя слова, которые дают жизнь, объясняют жизнь, позволяют узнать вкус супружеской жизни!» (ср. Ин. 6), потому что только во Христе находят удовлетворение самые глубокие стремления человеческого сердца.

Вновь кто-то обратился в своем выступлении к центру всего, ко Христу. Как через Крещение мы становимся частью тела Церкви в силу особой благодати – возникновения нового человека, преображения нашего бытия, начиная с самого его корня, через дар Духа, так и Брак является расцветом Крещения благодаря его собственной особенной благодати, которая и называется благодатью таинства брака.

Что такое благодать таинства брака? Это участие самого Христа в жизни супругов, когда Он поддерживает их именно как супругов, делая возможным в их жизни единство и нерасторжимость брака. Были выступления, которые обратили внимание на важность предбрачного собеседования, которое должно стать вершиной всего времени обручального «катехумената» в преддверии брака: это не бюрократическая формальность, но огромная с точки зрения пастырского потенциала возможность, когда пастырь помогает будущим супругам всерьёз занять правильную позицию для последней проверки истины о себе самих и о собственном человеческом и христианском призвании к браку – об этом великолепно говорил Папа Бенедикт XVI в декабре 2011 года.

Естественно, это говорит и о том, что нельзя откладывать на потом подготовку тех, кто курирует катехуменат перед браком, и призыв к пастырям (ср. Instrumentum laboris, 87-89), чтобы они по совести и подобающим образом проводили предбрачную беседу. Закрывая эту тему нужно также сказать – или, вернее, повторить, – что катехуменату перед браком должен предшествовать период, когда молодым людям будет предложена возможность насыщенной жизни в христианской общине и участия в литургии. Христианская община со своими литургическими ритмами жизни становится естественной школой, где молодые люди смогут узнать и проверить, что вера соответствует их жизни, открыть жизнь как призвание, распознать призвание к браку или к целомудрию, осознать, что поскольку жизнь есть дар, он должен быть «возвращён» через особую миссию, которая связана с их жизнью.

Из Рима, 20 сентября 2015 г.

 

Выступают братские делегаты и слушатели-миряне

Слово на Синоде предоставлялось и представителям братских христианских Церквей, как и мирянам, имевшим статус «аудиторов», т.е. «слушателей».

Из выступлений представителей других христианских конфессий следовало, что все они единодушно считают семью центром пастырской работы Церкви и основой общества. Докладчики подчеркнули ценность смешанных христианских семей для экуменического свидетельства и необходимость такого подхода к семьям в кризисе, который был бы основан не на осуждении, а на сопровождении.

P1020846-1280x853Некоторые выступившие сравнили семью с монашеской общиной: обетам целомудрия, нестяжания и послушания в браке соответствуют супружеская верность, общность благ и упование на Бога.

Братские делегаты уделили большое внимание теме усыновления. Они подчеркнули необходимость совместной молитвы и чтения Священного Писания в каждой семье.

Среди выступивших слушателей Синода были супружеские пары и немало женщин. С их стороны прозвучала обеспокоенность ситуацией пожилых людей в условиях «культуры отбросов» и идеологической революцией, включающей гендерную теорию и культуру противодействия жизни, включая содействие абортам, суррогатному материнству, замораживанию эмбрионов, искусственному оплодотворению.

Выступающие из восточных и южных регионов выразили большие сомнения по поводу смешанных браков между христианками и мусульманами, с горечью отметив, с какой легкостью некоторые отказываются от своей христианской веры. Большое внимание слушатели – и особенно слушательницы – уделили теме женщин. Они говорили о домашнем насилии и различных видах злоупотреблений, но также и о жертвенности, самоотдаче и способности к передаче веры, присущих женщинам. Участницы Синода отметили, что Церковь должна больше прислушиваться к женщинам, и выразили надежду, что женщины смогут играть более значимую роль в христианской общине. Слушатели-миряне отметили тесную взаимосвязь, существующую между семьей и обществом и подчеркнули: какова семья, таким будет и общество.

20 октября пленарное заседание Синода в Зале Павла VI в Ватикане открылось приветственным словом председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Отметив вызовы и угрозы, с которыми в современном мире сталкивается семья, председатель ОВЦС подчеркнул, что христианские Церкви «должны искать на них ответы, исходя из миссии, возложенной на них Христом, – вести человека ко спасению». Представитель Русской Православной Церкви выразил сожаление в связи с тем, что отдельные общины, именующие себя христианскими, под влиянием секулярного мира искажают учение о семье и браке и даже готовы отказаться от своей христианской идентичности. В этих условиях позиция Православной и Католической Церквей, верных традиционному учению о семье, «должна быть более сплоченной и единодушной». IMG_4007Эту позицию необходимо «совместно отстаивать как в рамках диалога с законодательной и исполнительной властью отдельных стран, так и на площадках международных организаций, чтобы всемерно добиваться законодательной защиты семьи», — подчеркнул православный иерарх.

На следующий день, 21 октября 2015 года состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском в Доме Св. Марфы.

 

На пути к итоговому документу

Подготовкой Итогового документа Синода (Relatio finalis) занималась специальная комиссия из десяти человек, назначенных Папой Франциском. Его проект представил генеральный докладчик Синода кардинал Петер Эрдё на пленарном заседании в пятницу 23 октября. И если к Рабочему документу, положенному в основу обсуждений, было предложено 1355 поправок, то к проекту заключительного документа таких оказалось 51.

Как отметил на брифинге венгерский иерарх, президент Папского совета Справедливость и Мир, проект Итогового доклада – это попытка объединить многочисленные точки зрения Отцов Синода. При этом кардинал подтвердил, что на Синоде не было противостоящих группировок, но имели место различные мнения пастырей, приехавших с разных континентов.

223869444 Следует отметить, что ни в одной из 13-ти языковых групп предложение кардинала Вальтера Каспера, прозвучавшее еще на стадии подготовки к Синоду, допустить к Святому Причастию разведенных второбрачных поддержки не нашло.

В то же время ряд групп высказался за продолжение дискуссии о том, каким образом второбрачные католики могли бы полнее участвовать в жизни Церкви. Немецкоязычная же группа выразила «разочарование» в связи с тем, что синодальные отцы не смогли прийти к консенсусу, который позволил бы относиться к второбрачным католикам с большей открытостью.
Reinhard MarxНа одном из брифингов для прессы архиепископ Мюнхена и Фрайзинга кардинал Райнхард Маркс заявил, что Церковь должна быть готова к определенным изменениям дисциплины, поскольку «учение Церкви – это живая традиция, а не закрытая книга».

Притом, если речь шла об отношении к разведенным второбрачным, все Отцы Синода были согласны с тем, что следует принимать и сопровождать эти семьи согласно «педагогике милосердия», избегать «сектантского подхода» и согласовывать пастырство с вероучением, никоим образом его «не разбавляя». Остаются открытыми различные возможности претворения этого подхода в жизнь: некоторые выступили за анализ отдельных случаев, порученный местным епископатам; другие посчитали, что этот вопрос относится к доктринальной сфере и, таким образом, находится в компетенции Собора, а не Синода. Некоторые высказали идею создания особого внутреннего суда; прозвучали также одобрительные отзывы в отношении проведенной Папой Франциском реформы процессов по признанию недействительности брака.

Некоторые Отцы Синода настаивали на духовном причащении разведенных второбрачных и на так называемом покаянном пути, который другие предпочитают называть «путем примирения» или «путем милосердия».

Учитывая сложность вопроса, архиереи выразили надежду на вмешательство Папы, в том числе и в виду предстоящего Юбилея Милосердия. В некоторых рабочих группах попросили создать специальную комиссию по этому вопросу. В любом случае, все группы подчеркнули, что итоги Синода не следует оценивать лишь по вопросу о разведенных, вступивших в гражданский брак.

Было выявлено также несколько подходов к людям с гомосексуальными тенденциями. Никем не ставилась под сомнение необходимость принимать таких людей в общение, не подвергая их дискриминации. Некоторые Отцы посчитали, что данный вопрос вообще не относится к тематике Синода и должен обсуждаться в другой инстанции. Единодушно были отвергнуты идеи о приравнивании или даже уподоблении однополых союзов браку и усыновлении гомосексуальными парами детей.

Что же касается всех прочих вопросов, то по ним на Синоде был достигнут практически полный консенсус. Это касается признания семьи субъектом, а не только объектом евангелизации, а также тщательной подготовки к браку основанной на Слове Божьем и разделенной на три этапа: заблаговременная подготовка, промежуточная и непосредственная перед бракосочетанием.

В большинстве рабочих групп подчеркнули, что Церковь призвана изменить свой язык, так чтобы он стал динамичным и сделал более доступным её учение, не искажая его и инициируя обновленный диалог с семьями. Например, по отношению к разведенным, заключившим гражданский брак, уместно говорить не об «исключении» их из Евхаристии, но о «воздержании».

Все тринадцать рабочих групп отметили необходимость продвижения позитивного взгляда на телесность и сексуальную сферу супружеских отношений. В отношении сожительствующих или невенчанных пар Отцы Синода подтвердили ненормальность такого образа жизни для христианина, но рекомендовали при этом обратить внимание на положительные аспекты таких союзов, которые со временем могут привести их к Таинству Брака.

Было предложено уделять больше внимания разведенным отцам, ставшим жертвами бедности; было отмечено мужество женщин, подвергшихся насилию, и при этом решившихся произвести на свет ребенка, несмотря на общественные предрассудки; прозвучал призыв наделить голосом тех, кто стал жертвой инцеста или торговли людьми, и не забывать о семьях беженцев, мигрантов и о семьях, живущих в условиях войны.

 

Итоговый документ

12 Согласно пожеланию Папы Франциска, Итоговый документ Синода будет опубликован и появится в открытом доступе полностью. Отчёт о работе высокого церковного форума состоит из 94 параграфов, каждый из которых был утверждён Отцами Синода прямым голосованием и набрал квалифицированное большинство голосов.

Документ подтверждает учение о нерасторжимости брака, заключённого в Церкви: это – не иго, но дар Божий и истина, основанная на Христе и на Его связи с Церковью. Истина и милосердие совпадают во Христе: отсюда звучит призыв к принятию израненных семей.

Синодальный документ напоминает, что второбрачные не отлучены от Церкви, а в отношении сложных семейных ситуаций пастыри призваны к особой проницательности, решая проблемы в конструктивном духе, всегда стремясь привести людей к обращению во имя полноты брака и семьи, в свете Евангелия. В этом отношении вводится ключевая категория распознавания: ситуацию каждой пары следует исследовать отдельно, во всей ее уникальности, причем определяющая роль в определении методов таких действий отдаётся епископским конференциям.

Люди с гомосексуальными тенденциями не должны подвергаться дискриминации, но Церковь не может признать однополые союзы и провести даже отдаленную аналогию между ними и учрежденным Богом браком, и в этом вопросе она не может поддаваться никакому давлению извне.

Специальные разделы документа посвящены иммигрантам, беженцам, преследуемым, чьи семьи были разделены. Церковь призвана принимать их, защищая их права, но и подчёркивая обязанности по отношению к странам, которые их приютили. В итоговом документе высоко ценится роль женщины в семье и обществе, звучит голос в защиту детей и стариков, в защиту жизни от её начала до естественного конца. Отцы Синода выступают против враждебного христианству политико-религиозного фанатизма, растущего индивидуализма, гендерной идеологии, безработицы, коррупции, глобализации безразличия и других социальных угроз, направленных против семьи. Поэтому очень важна подготовка молодых людей, готовящихся вступить в брак, а Церковь призвана возвещать евангельскую Благую Весть понятным, современным языком.

Наконец, в докладе подчеркивается красота семьи: домашняя Церковь основана на браке между мужчиной и женщиной. Семья – это фундаментальная ячейка общества и неотъемлемая часть «экологии человека», которую нужно защищать, поддерживать и поощрять.

 

Высокопреосвященный Павел Пецци о Синоде

12139929_1150165981664981_9040472420577597796_o Все главные темы Синода звучат в формулировках его заключительного текста – Итогового доклада, как мы предпочитаем его называть, – всего 94 статьи. Сегодня мы передали весь этот материал Папе Франциску. После стольких дней работы, мы, несомненно, гораздо лучше понимаем обстоятельства, в которых сегодня живут семья и Церковь во всём мире.

Это, наверно, самое потрясающее, что было на Синоде: общение Католической Церкви, кафоличность, народ Божий, который идёт вместе, как напомнил нам Папа Франциск. Ведь слово «синод», syn-hodon, значит именно это: «идти вместе». И это народ, который идёт вместе к определённой цели, потому что есть Некто, Кто ведёт это сообщество.

Действительно, образ парламента не подходит к этому собранию: направление его движения определяют не различные партии, конфликтующие между собою, но нечто невидимое, что позволяет существовать видимому: Святой Дух, Единство во Христе, Единство cum Petro et sub Petro – вместе с Петром и под его руководством. Наверное, две главных темы, два «русла» этого собрания – призвание и миссия семьи – могли бы быть разработаны более глубоко.

В частности, мне лично не хватило более углубленного понимания того, каким образом семья как призвание определяет жизнь человека, получившего от Бога это призвание. Мне хотелось больше услышать о том, какова сила этого обещания, которое дается навсегда, о том, каким образом высокий идеал призвания реализует личность человека, делает его счастливым, даёт ему возможнось совершенствовать свою жизнь до последней секунды.

Молодёжь нуждается в высоких идеалах, в широких горизонтах, а не в приуменьшении идеала, его «снижении» и «сужении». Неправда, что люди боятся этого «навсегда», что для них это слишком высокий идеал. Они боятся его, потому не знают его, потому что никто не предлагает его им, потому что никто не показывает им красоту и «выгоду» этого идеала для их жизни.

И здесь мы переходим ко второму «руслу» этого Синода – миссии семьи. Самый важный аспект, который, возможно, требует большего внимания, – это семья как субъект миссии, как субъект пастырской деятельности. Иногда бы смотрим на семью с точки зрения приходских «чиновников» или «экспертов» по определённым вопросам. Тогда как первая миссия семьи – это жить своим призванием, свидетельствовать в церковной общине и в обществе о том, каким образом личность реализует себя в этом призвании, и как общество строится благодаря этому призванию.

Осознание этого, этой прочной основы, даёт возможность воспитывать детей и другие семьи, и пары, готовящиеся к тому же жизненному приключению, чтобы показать им: семья – это не «пожизненное заключение» любви, а её пожизненное освобождение.

Из этого осознания происходит гостеприимство в глубочайшем смысле – как принятие другого человека как блага для меня, как усыновление и удочерение, взаимная помощь в трудностях и в воспитании детей. Из него происходит вкус празднования особых моментов нашей жизни.

Теперь весь этот материал передан Папе. Что он будет с ним делать? Папа принял решение опубликовать результаты этого Синода, то есть все эти 94 статьи, вместе с результатами голосования. Завершая работу Синода, Папа Франциск сказал, что Синод осветил светом веры проблемы, связанные с семьёй, что мы смогли лучше понять институт семьи и её важность для Церкви и общества. Теперь мы возвращаемся в наши епархии. Продолжим идти вместе (syn-hodon) и возвещать людям красоту и радость христианской семьи. До встречи!

Рим, 24 октября 2015 г.

12184106_1086448144700122_1978159106424598935_o

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна