«Русский день» на Синоде епископов
Рассказывает участник-эксперт Синода Михаил Фатеев:
Восьмой день работы Синода (16 октября 2012 г.) был посвящен выступлениям епископов и аудиторов. Кардинал Телесфоро Топпо из Индии отметил, что кризис Церкви в Европе – это прежде всего кризис веры. Выход из кризиса по его мнению – в том, чтобы обновить крегиму, т.е. простое возвещение сути веры. Он поделился опытом работы в своей епархии: когда они изложили доступным языком Катехизис, многие миряне удивились, заявив, что ничего подобного до сих пор не слышали. Активные методы катехизации вызвали у верных большое воодушевление.
С ним согласился угандийский епископ Йозеф Зива. По его мнению, новая евангелизация должна быть обязательно связана с образованием. Он напомнил, что когда христианские миссионеры прибыли в Африку, вместе с церквями и рядом с ними строились и школы. Обучение в школе должно способствовать и передаче веры.
Епископ Ио Грек из Мальты остановился на вопросах душепастырства семьи, подчеркнув, что особенно такая работа необходима на Западе. Важна тщательная подготовка к таинству Брака и работа с новобрачными. Но нельзя забывать и о разведенных и одиноких людях. Они тоже должны чувствовать любовь и заботу Церкви. Церковь не должна отторгать этих людей.
Кардинал Курт Кох говорил об экуменическом измерении христианства, а епископ Арнис Понишкайтис из Литвы отметил значимость почитания местных святых для новой евангелизации, в частности, остановился на культе святого Юргиса Матуляйтиса.
Особое внимание литургии уделил епископ из Бразилии Лило Роче. Именно литургия во всей своей полноте способствует встрече человека с Богом. Епископ призвал углублять и расширять литургическую катехизацию и ответственно относиться к провозглашению слова Божия во время Мессы.
А днем раньше, на пленарной сессии ассамблеи Синода в понедельник 15 октября, Верховный Архиепископ Святослав Шевчук, предстоятель УГКЦ, тоже посвятил свое выступление Литургии, назвав ее красоту одним из важнейших факторов евангелизации. Он привел в пример историческое предание, известное всем украинцам и россиянам, православным и католикам, о выборе веры св. князем Владимиром. Когда он увидел византийское богослужение, то почувствовал себя уже на небе, а не на земле. Подобным образом нужно служить Литургию и нам сегодня, — сказал Блаженнейший Святослав.
Тему литургии затронул и епископ из Индонезии. Он указал на важность использования местных языков в литургии. В качестве примера он рассказал о своей беседе с 19-ю катехуменами в одном из приходов (а для Индонезии это большое число). На вопрос, почему они решили стать католиками, последовал ответ, что в Католической Церкви всё понятно, тогда как у мусульман всё происходит на арабском языке. Именно благодаря переводу на разговорный язык истины христианской веры становятся ясны народу.
Тот же епископ привел и еще более интересный пример, иллюстрирующий, насколько нужно учитывать местный контекст. Перевод богослужения в его стране был произведен на литературный индонезийский язык. Однако слово «дух» из выражения «и со духом Твоим» имеет на местном диалекте конкретное значение «дьявольский дух», так что если читать так, как написано в Миссале, все будут думать, что собрались они во имя адского духа.
Восьмой день работы Синода имел заметно выраженный «русский акцент». В первой половине дня выступил ординарий Преображенской епархии в Новосибирске епископ Иосиф Верт, рассказавший о возрождении Католической Церкви в России (см. интервью с Владыкой), а также Михаил Фатеев, посвятивший свое выступление передаче веры в семье, сотрудничеству с другими христианскими конфессиями, а также евангелизации при помощи культуры и новых масс-медиа (см. текст выступления).
На вечернем пленарном заседании Синода 16 октября, проходившем в присутствии Папы Бенедикта XVI, выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев). Вот текст его выступления:
Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!Позвольте мне обратиться к вам от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Русской Православной Церкви со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа » (2 Фес. 1, 2).
1. Нынешний Синод епископов Римско-Католической Церкви приурочен к знаменательной дате — 50-летию начала работы II Ватиканского собора и посвящен актуальной для всех христиан теме новой евангелизации – проповеди Христа в секулярном мире. Полвека назад соборные отцы вполне отдавали себе отчет, что более тесное сотрудничество различных христианских исповеданий сделает свидетельство о Христе более убедительным.
2. II Ватиканский собор внес значительный вклад в развитие межхристианского диалога, фактически положив начало официальным отношениям между Римско-Католической Церковью и Православными Церквами. Одно из свидетельств этому – наше присутствие на Синоде епископов Римско-Католической Церкви. И сегодня мы призваны к тому, чтобы подумать над решением общих задач, которые ставит перед всеми нами современная эпоха.
3. Безудержная погоня за удовольствиями и стремление к безответственному обогащению за счет более бедных слоев населения были характерны для развитых обществ Европы и Америки в последние десятилетия. Индивидуализм и эгоизм привели в результате к кризису не только в человеческих и общественных отношениях, но и в политике и экономике. Кризис, который переживает сейчас западное общество, имеет, прежде всего, духовные корни. Секулярное, обезбоженное общество наивно полагает, что, эксплуатируя одни только собственнические и потребительские инстинкты, сможет успешно регулировать рост благосостояния и таким образом достичь справедливости и благополучия. Однако трагический опыт всего XX века ясно показал, что отречение от Бога и данных Им заповедей не только не приводит людей к счастью, но, напротив, ведет к неисчислимым бедствиям и страданиям. Современный кризис, который затронул многие страны мира, является еще одним свидетельством тому, что секулярное общество избрало ошибочный путь развития.
4. И Русская Православная Церковь, и Церковь Римско-Католическая, исполняя миссию, к которой призваны Самим Христом, неустанно свидетельствуют об истине, обличая мир «о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16, 8). В этом служении наши Церкви все более осознают необходимость объединения усилий с тем, чтобы христианский ответ на вызовы современного общества был услышан. В последние годы Православная Церковь и Католическая Церковь плодотворно сотрудничали в рамках православно-католического форума, в различных международных организациях и на других площадках диалога с секулярным миром. Но я убежден, что мы можем и должны делать намного больше, чтобы вместе отвечать на новые вызовы и угрозы.
5. Хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы призвать моих братьев из Католической Церкви к созданию общего фронта для защиты христианской веры во всех странах, где ее угнетают и преследуют. Мы свидетели того, как в Европе и Америке поборники воинствующего секуляризма и атеизма пытаются изгнать христианскую веру из жизни общества, запретить христианские символы, разрушить традиционное христианское понимание семьи и брака как союза мужчины и женщины и поставить под сомнение саму ценность жизни человеческой – от ее возникновения до естественного завершения.
6. В некоторых частях света само существование христианских Церквей находится под угрозой. В странах, где проходит так называемая «арабская весна», миллионы христиан страдают от жестоких гонений. Многие покинули земли, где жили веками. В Ираке, где ещё несколько лет назад жило до полутора миллионов христиан, осталось лишь 150 тысяч, в то время как все остальные были либо истреблены, либо изгнаны. Тяжелейшие гонения на христиан развязаны в Египте, Ливии, Афганистане, Пакистане, Нигерии, Индии, Индонезии и других странах – как на Ближнем Востоке, так и в других регионах.
7. Мы глубоко потрясены гуманитарной катастрофой, которая происходит в Сирии, где воинствующие исламисты при поддержке некоторых западных стран стремятся захватить политическую власть. Там, где им это уже удалось, христиане преследуются и уничтожаются. Христианские общины Сирии и других стран Ближнего Востока вопиют о помощи, в то время как западные средства массовой информации не обращают никакого внимания на их крики о помощи. Политики же закрывают глаза на эту невиданную волну гонений.
8. Мы, православные и католики всего мира, обязаны возвысить свой глас, встать на защиту христиан и христианского наследия на Ближнем Востоке. Наш долг состоит в том, чтобы постоянно взывать к политическим лидерам, международным организациям и средствам массовой информации, напоминая об этой разворачивающейся на наших глазах гуманитарной трагедии.
9. Лишь объединив силы, мы сможем защитить христианскую веру, преодолеть настоящий кризис, возвысить голос нашего общего свидетельства миру, сообщить людям новое слово Евангелия, «да уверует мир» (Ин. 17, 21).
Желаю вам мира, благословения Божия и успехов в предстоящих трудах!
В то же день митрополит Иларион был принят Папой Бенедиктом XVI. Как сообщает Служба коммуникации ОВЦС, «председатель ОВЦС передал Папе Бенедикту XVI благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В свою очередь Папа Римский пожелал помощи Божией и успехов Предстоятелю Русской Православной Церкви.
В беседе с понтификом был затронут широкий круг вопросов. Отвечая на вопросы главы Римско-Католической Церкви, митрополит Иларион рассказал о современном положении Русской Православной Церкви, о том, как происходит процесс избрания епископов и создания новых митрополий, о духовных школах и монастырях, о расширении миссионерской и просветительской деятельности Церкви, о преподавании Основ религиозной культуры и светской этики в школах, об открытии кафедр теологии в светских учебных заведениях.
Владыка также рассказал понтифику о деятельности возглавляемой им Синодальной Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата и о своей встрече с новоназначенным префектом Конгрегации вероучения архиепископом Герхардом Людвигом Мюллером, состоявшейся ранее в тот же день, выразив надежду на развитие связей между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в области богословских исследований.
Была затронута тема осквернения христианских святынь в разных странах и, в частности, актов вандализма, имевших место в Храме Христа Спасителя. Папа Римский Бенедикт XVI выразил солидарность с позицией Русской Православной Церкви по данному вопросу и недоумение в связи с реакцией ряда средств массовой информации на эти события.
Одной из важных тем беседы стали гонения на христиан в разных частях света. Митрополит Иларион подчеркнул, что защита христианского населения в странах Ближнего Востока и других странах, где они подвергаются дискриминации и преследованиям, является общей задачей православных и католиков.
По окончании беседы митрополит Иларион преподнес Папе Бенедикту XVI икону «Сошествие во ад», написанную протодиаконом Алексием Труниным. Затем председатель ОВЦС представил понтифику сопровождавших его лиц: секретаря Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонаха Антония (Севрюка) и сотрудника Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям диакона Алексия Дикарева».
17 октября, в дальнейшем ходе своего визита в Рим, митрополит Иларион встретился в председателем Папского Совета по культуре кардиналом Джанфранко Равази и председателем Папского Совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом, который дал обед в честь российского гостя.