Размышление Папы Франциска на торжество Христа Царя Вселенной перед молитвой Angelus 22 ноября 2015 г.: Христос Распятый – это Царь любви
Дорогие братья и сестры!
В это последнее воскресенье литургического года мы отмечаем торжество Христа – Царя Вселенной. Сегодняшняя Евангелие приглашает нас взглянуть на Иисуса, предстоящего перед Пилатом в качестве Царя, владеющего Царством «не от мира сего» (Ин, 18,36). Это не означает, что Христос – это Царь «того света», Он – также Царь и этого мира, но особым образом. Здесь речь идет о противопоставлении двух типов логики.
Логика мира сего основывается на амбициях и соперничестве, использует оружие страха, шантажа и манипуляции совестью. Логика Евангелия, возвещаемая Иисусом, в свою очередь выражает себя в смирении и самопожертвовании, получает свое признание молча, но эффективно, силой истины. Царства мира сего часто зиждутся на гордыне, соперничестве, угнетении, а Царство Христа – это «Царство справедливости, любви и мира».
В какой момент Иисус являет себя Царем? В событии Креста! Тот, кто взирает на Крест Христов, видит дивное самопожертвование в любви. Но кто-то может сказать: «Но отче, ведь это было поражение, падение!» Да, это была катастрофа греха, потому что грех – это падение, но в падении, вызванном человеческими амбициями, присутствует триумф Креста, там присутствует бескорыстная любовь. В катастрофе Креста можно усмотреть любовь, любовь бескорыстную, подаренную нам Иисусом.
Для христианина всякое упоминание о силе и власти является напоминанием о силе Креста и силе любви Иисуса – любви, которая сохраняет всю свою мощь и цельность даже если ее отвергают, и которая проявляется в завершенности жизни, прожитой в полном посвящении себя служению интересам человечества.
На Голгофе люди, случайно проходящие мимо, и пастыри народа издеваются над Иисусом и с насмешкой обращаются к Нему: «Спаси Себя Самого, сойди с креста» (Мк 15,30). «Спаси себя самого»… Но, как это ни парадоксально, истина Иисуса как раз и заключается в том, в чем, с презрением и насмешкой, Его обвиняют оппоненты: «Себя не может спасти» (Мк 15,31).
Если бы Иисус сошел с креста, Он поддался бы искушению князя мира сего. Между тем, Он не может спасти себя самого как раз потому, что пришел спасать других, избавлять других. И поэтому Он отдал Свою жизнь за нас, за всех нас. Разумеется, можно сказать: «Иисус отдал Свою жизнь за весь мир», но еще более чудесным образом звучит высказывание: «Он отдал Свою жизнь ради меня». И сегодня, на этой площади, пусть каждый из нас скажет в своем сердце: «Он отдал Свою жизнь ради меня лично, чтобы спасти меня лично от моих грехов».
Но кто понял это? Это понял один из распятых рядом с Ним разбойников, которого впоследствии назвали «добрым разбойником» и который попросил Его: «Помяни меня, когда придешь в Царствие Твое» (Лк 23,42). И это был преступник, некто весьма испорченный, приговоренный к смерти за то многочисленное зло, которое он уже успел совершить в своей жизни. Но он сумел понять, почему Иисус так поступает, увидел в Его кротости любовь.
Итак, сила Царства Христова – любовь. Поэтому владычество Иисуса не угнетает нас, а напротив, освобождает от наших немощей и скорбей, и побуждает нас следовать путем добра, примирения и прощения.
Так устремим же наш взор на Крест Иисуса, взглянем на доброго разбойника и скажем то, что некогда сказал он: «О Иисус, помяни меня, когда придешь в Царствие Твое». И всякий раз, когда мы чувствуем себя слабыми, грешными, поверженными, нам следует взывать к Иисусу, попросить Его взглянуть на нас и сказать: «Ты – рядом. Вспомни обо мне!».
И перед лицом стольких слез в этом мире и столь многих ран на теле человечества попросим Деву Марию, чтобы Она помогла нам в наших попытках следовать за Иисусом, нашим Царем, и делать Его Царство присутствующим в мире делами нежности, сострадания и милосердия.