Проповедь Папы Франциска на Мессе елеев в соборе Св. Петра. 24 марта 2016 года
Услышав, как Иисус прочитал отрывок из Книги пророка Исаии и добавил: «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами» (Лк 4,21), собравшиеся в синагоге Назарета вполне могли бы зааплодировать. Они могли бы заплакать от радости, как плакали их предки, восстанавливавшие стены Иерусалима, когда Неемия и священник Ездра читали им Книгу Закона. Но Евангелия сообщают нам, что жители родного для Иисуса города повели себя прямо противоположным образом: они закрыли перед Ним свои сердца и выгнали Его вон. Сначала они «дивились словам благодати, исходившим из уст Его», но потом в воздухе повис коварный вопрос: «а не Иосифов ли это сын?» (ср. Лк 4,22), так что присутствовавшие в синагоге «исполнились ярости» (Лк 4,28) и даже хотели сбросить Его со скалы. Так начало исполняться пророчество старца Симеона Пресвятой Деве Марии, согласно которому Иисус станет «предметом пререканий» (Лк 2,34). Своими словами и поступками Он побуждает каждого человека раскрыться и обнаружить истинное содержание своего сердца.
И если Господь возвещает Евангелие безусловного милосердия Отца к бедным, отверженным и угнетенным, то мы тем более призваны разделить эту позицию и «подвизаться добрым подвигом веры» (1 Тим 6,12), ведя брань не с людьми, а с дьяволом (ср. Еф 6,12), врагом человечества. Иисус «проходит посреди» всех тех, кто пытается задержать Его, и продолжает Свой путь (ср. Лк 4,30). Он не борется за власть. Если Он ломает стены и бросает вызов нашему чувству безопасности, Он делает это, чтобы открыть врата потоку милосердия, который Он, с Отцом и Святым Духом, желает излить на весь мир. Это постоянно распространяющееся милосердие, возвещающее и приносящее новизну, исцеляющее, освобождающее и возвещающее «лето Господне благоприятное».
Милосердие нашего Бога – это нечто необъятное и неописуемое. Мы выразим силу этой тайны как «от хорошего к лучшему», как милосердие в динамике, как милосердие ежедневно стремящееся к чему-то большему, продвигающееся маленькими шажками по пустыне, в которой преобладают равнодушие и насилие.
Это путь доброго самарянина, «оказавшего милость» (ср. Лк 10,37): он был тронут, он подошел к раненому, перевязал его раны, отвез его в гостиницу, оставался вместе с ним весь тот вечер и пообещал позднее вернуться и покрыть все расходы. Это путь милосердия, реализующий себя в малых делах. Нисколько не роняя себя, он приумножается каждым значимым жестом и актом любви. Каждый из нас, припоминая, как именно Бог действовал в нашей жизни, может осознать, насколько Господь был милостив к нам, насколько Его милость к нам превосходила всё, что мы могли от Него ожидать. И поэтому мы можем набраться храбрости и попросить Его сделать еще шаг и одарить нас еще большей милостью в будущем: «Яви нам, Господи, милость Твою» (Пс 85,8).
Эта парадоксальная молитва к постоянно возрастающему в милосердии Богу помогает нам разрушать стены, которыми мы часто пытаемся ограничить преизобильное богатство Его Сердца. Таким образом, нам было бы весьма полезно преодолеть собственные ограничения, поскольку Божьему Сердцу свойственно преизобилие милосердия, которым Он готов одаривать нас. Ибо Господь предпочитает лучше растратить Свое милосердие впустую, нежели удержать при себе хотя бы одну его каплю. Он готов скорее допустить, чтобы птицы поклевали множество семян, нежели припрятать хотя бы одно семя: ведь абсолютно каждое из этих семян способно принести богатый урожай, тридцатикратный, шестидесятикратный или даже стократный.
Мы, как священники, являемся свидетелями и распорядителями преизобильного Милосердия нашего Отца. Нам поручено сладостное и утешительное задание воплотить милость, уподобляясь Иисусу, Который «ходил, благотворя и исцеляя» (Деян 10,38) на всякий лад, стремясь достучаться до каждого человека. Мы можем внести свой вклад в инкультурацию милосердия, чтобы каждый человек смог воспринять и пережить его в рамках своего собственного жизненного уклада. Чтобы помочь всем людям как следует уразуметь и творчески выразить милосердие, учитывая традиции своей местной культуры, своей семьи и свои личные предпочтения.
Сегодня, в этот Великий четверг Юбилейного Года Милосердия, я хотел бы указать на две сферы, в которых Господь особым образом одаривает нас милосердием. Следуя примеру Господа, мы также должны без колебаний дарить его. Первая такая сфера – это встреча; вторая – это Божие прощение, которое устыжает нас, но, в то же время, возвращает нам достоинство.
Итак, первая сфера, в которой Бог являет Свою преизобилующую щедрость, есть встреча. Бог отдается нам полностью и таким образом, что каждая встреча заканчивается праздником. В притче о Милосердном Отце нас изумляет образ человека, который, побуждаемый глубоким чувством, устремляется бегом навстречу своему сыну, чтобы броситься ему на шею, расцеловать его, надеть ему на палец перстень, дабы тем самым дать ему возможность стать вровень с собой, надеть ему на ноги сандалии, дабы подчеркнуть, что он – сын, а не слуга. Наконец, он раздает соответствующие указания и организует пиршество. Вглядываясь с неустанным благоговением в эту преизобильную радость Отца, являемую столь спонтанно и щедро по случаю возвращения сына, мы не должны опасаться перебора в нашем благодарении. Мы должны вести себя подобно тому прокаженному нищему, который, увидев себя исцеленным, отделился от группы девяти друзей, спешащих исполнить указание Иисуса, и вернулся, чтобы припасть к ногам Господа, громко восхваляя и благодаря Бога.
Милосердие всё восстанавливает, оно возвращает каждому человеку его достоинство. Поэтому адекватная реакция на милосердие – это благодарность. Поэтому нужно тотчас начать праздновать, одеть лучшую одежду, вопреки примеру старшего брата отложить прочь ропот, радоваться и веселиться. Только таким образом, полностью погрузившись в атмосферу празднования, можно правильно мыслить, можно просить прощения и ясно увидеть, как именно можно загладить совершенное нами зло. Нам было бы полезным спросить себя: радуюсь ли я, побывав на исповеди? Или же я сразу же начинаю заниматься посторонними делами, как после визита к врачу, когда мы, услышав, что результаты наших анализов не так уж плохи, тут же откладываем их в дальний ящик? И когда я подаю милостыню, даю ли я время этому человеку, чтобы выразить свою благодарность, принимаю ли я с радостью улыбку облагодетельствованного бедняка и его благословение, или же, походя бросив монету, спешу вернуться к собственным делам?
Вторая сфера, в которой Бог преизбыточествует милосердием, есть прощение как таковое. Бог не только прощает неисчислимые долги, как тому немилосердному заимодавцу, молящему о пощаде, Он также дает нам возможность перейти от самого позорного состояния к самому высокому положению без каких-либо промежуточных стадий. Господь позволяет падшей женщине омыть Его ноги своими слезами. В то время, как Симон сознаёт свою греховность и просит Иисуса выйти из его лодки, Тот призывает его стать ловцом человеков. Но мы склонны разделять эти два состояния: стыдясь своих грехов, мы прячемся и, подобно Адаму и Еве, бродим понурив голову; но едва поднявшись на некую ступень достоинства, пытаемся скрыть свои грехи и получаем удовольствие от того, что мы замечены, готовы этим хвалиться.
Адекватным же ответом с нашей стороны на преизобильное Божие милосердие должно стать сохранение здравого напряжения между исполненным достоинства стыдом и исполненным стыда достоинством. Это поведение человека, довольствующегося скромным и непритязательным местом, но готового к тому, что Господь может возвысить его для блага миссии, однако принимающего это возвышение без самодовольства. Образец, освященный Евангелием и весьма нам полезный, – это Петр, который позволил Господу долго расспрашивать себя о любви к Нему, но согласился вновь принять служение пастыря овец, вверенное ему Господом.
Взрастить в себе это «способное к самоуничижению достоинство», не позволяющее нам считать себя кем-то большим или меньшим, чем мы есть по благодати, нам помогут слова из Книги пророка Исаии, непосредственно следующие за прочитанными Господом с назаретской синагоге: «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис 61,6). Этих бедных, голодных, плененных, лишенных будущего людей, людей маргинализованных и отверженных, Господь делает священниками.
И мы, как священники, идентифицируем себя с этим народом отверженных, который, однако, спасает Сам Господь. Мы помним, что есть множество нищих, необразованных людей, множество заключенных, оказавшихся в такой ситуации, поскольку их угнетали. Не забудем и о том, что в глубине души нам известно, сколько раз нам приходилось оказываться людьми слепыми, лишенными лучезарного света веры не потому, что мы не имеем под рукой Евангелия, а из-за избытка сложного богословия. Мы ощущаем, что наша душа алчет духовности не потому, что поблизости нет воды живой, которую мы лишь прихлебываем, а потому, что у нас избыток «пузырьковой» духовности, «духовности лайт». Мы ощущаем себя узниками не так, как многие люди в окружении неприступных каменных стен и стальных корпусов, а из-за виртуального обмирщения, которое можно включить или выключить одним «кликом». Мы угнетены, но не угрозами и давлением, как множество бедняков, а привлекательностью тысяч коммерческих предложений, от которых мы не в состоянии отказаться, чтобы последовать путями свободных людей, путями любви к нашим братьям, путями, приводящими нас на овчий двор Господа, к овцам, ожидающим услышать голос своих пастырей.
Иисус приходит, чтобы искупить нас, чтобы вывести нас из темницы, чтобы превратить из нищих и слепцов, из узников и угнетенных в служителей милосердия и утешения. Он говорит с нами словами пророка Иезекииля, обращавшегося к людям, продавшим себя в рабство и предавшим своего Господа: «Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза. Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог» (Иез 16,60-63).
В этом Юбилейном Году мы славословим нашего Отца с исполненным благодарения сердцем, мы молимся, чтобы Он «вечно помнил о милости Своей». Так давайте же примем с достоинством, способным уничижить себя, милосердие, проистекающее из израненной плоти Господа нашего Иисуса Христа. Давайте попросим Его очистить нас от всякого греха и освободить от всякого зла. И возьмем на себя обязательство в благодати Святого Духа нести Божие милосердие всем людям, исполняя те задания, которые Дух внушает каждому из нас ради общего блага всего Народа Божия.
Источник: ZENIT
Перевод: «Сибирская католическая газета»