Проповедь епископа Иосифа Верта на престольный праздник Преображенской епархии. 6 августа 2011 г.
Сегодня в Евангелии от Марка мы слышали, что Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними (Мк 9,2-10). А евангелист Лука еще уточняет: «И взошел на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда сделалась белою, блистающею…» (Лк 9,28-29).
Дорогие!
Сегодня наш Кафедральный собор в Новосибирске и есть та святая, высокая гора, на которую возвел особо нас одних Господь. Многие из вас прибыли из различных приходов нашей епархии, другие, не имея такой возможности, присоединились к нам молитвенно, в духе. Иисус Христос хочет укрепить нашу веру, как и тогда Он укрепил веру апостолов, и хочет явить нам славу, которая ждет исповедующих Христа.
Иисус Христос воздвиг Церковь Свою на столпах апостолов. Эта вера апостолов вот уже 2000 лет питает веру Церкви, питает и нашу веру в XXI веке. Мы и сегодня строим на основании апостолов и мучеников, которые кровью своею укрепили фундамент Церкви.
Я вспоминаю визит Папы Римского Иоанна Павла II в Украину в 2001 году. Перед глазами у меня еще и сегодня стоит, как будто это было только что: море верующих людей на Мессе с Папой и беатификация 27 мучеников веры. Я представлял себе, в каких ужасных условиях мученики приняли свою смерть за веру: оставленные, преданные и покинутые всеми, наедине со своими мучителями и палачами. И вот, миллионы людей почитают и прославляют их, восхищаясь их героизмом, подвигом их веры. А что же должно было происходить на небесах? Каков их удел у Бога в вечности? Каков удел в вечности у Бога всех тех, кто вошел в Его славу?
Петр пробует это выразить, сформулировать словами: «Господи, хорошо нам здесь быть…»
Святой Отец Бенедикт XVI постоянно говорит о красоте веры, которая делает нашу жизнь счастливой. Эта вера преображает нашу жизнь уже здесь, на земле, а особенно – в вечности.
Нашим величайшим счастьем на небе, нашим постоянным занятием в вечности будет лицезрение Бога. Представление об этом лицезрении дает нам торжество Преображения Господня.
Попробуем в свете веры представить себе нашу будущую вечную жизнь с Богом. Ее можно было бы подразделить на 4 дара.
1. Во-первых, мы получим ясное познание Бога.
2. Во-вторых – совершенное сходство с Богом.
3. В-третьих – совершенную любовь к Богу.
4. И, наконец, мы будем полностью обладать Богом.
1. На небе мы будем видеть Бога не как здесь, не в отражении Его творений, под покровом, под видом хлеба и вина… О нет!
Мы будем видеть Бога как Он есть! В сиянии Его славы! В чудесном многообразии Его добродетелей и совершенств, мы будем видеть глубины тайн нашей святой веры! Чудеса сотворения, поддержания и управления миром, чудеса провидения Божия в направлении наших судеб; небесный рай и всех его обитателей; Марию, его Царицу, и всех ангелов и святых! И всё это мы объемлем одним взглядом, и всё это будет раскрываться перед нами всю вечность во всё новых и новых формах!
2. Мы достигнем величайшего сходства с Богом!
Начало сходства с Богом было положено уже в первый момент нашего сотворения; оно возрастает затем посредством Таинств, но в блаженном лицезрении Бога душа поднимается до той степени подобия Божия, какую она заслужила через свои добродетели. Здесь на земле урод может сколь угодно взирать на что-то красивое, но от этого сам не будет более красивым; бедняк и нищий не станет богаче, если будет видеть и рассматривать богатства; голодный не насытится от одного вида богато сервированного стола; неуч не будет образованнее от близости с ученым. На небе всё иначе. Лице Господне имеет преображающую силу. Душа станет красивой от красоты Божией, обретет удивительное познание от Его знания, станет блаженной в потоке Его блаженства. Как драгоценный камень впитывает лучи солнца и сам сияет, словно солнце, так наша душа станет участницей божественной природы.
3. Из этого соединения с Богом проистекает затем неописуемая Любовь. Вера переходит в лицезрение, надежда – в обретение, останется одна любовь. «О любовь, любовь! – восклицает св. Августин – Ты – сладчайшее чувство человеческого сердца, без тебя всё ничто; однако на земле твое желание не может исполниться. Сладчайшая боль! Ты одновременно наша радость и наша печаль».
«Когда утешится жажда нашего сердца?» – вопрошает св. Августин, и сам же отвечает: «Когда мы будем видеть Тебя, о мой Боже, лицом к лицу! Когда мы будем любить Тебя, и любить так, что наше сердце не вместит это великое счастье».
4. Эта любовь будет питаться полным обладанием Бога. Бог заключит нас в Свои объятия и скажет: «Ты – Мой, а Я – твой на всю вечность. Я хочу тебе дать всё, чего ты только пожелаешь. Всё Мое – твое. Приди, возлюбленный, и войди в радость твоего Господина. Распоряжайся, господствуй со Мной, вкушай, сколько ты можешь, из богатств Моего собственного счастья; Я Сам – твоя самая большая награда».
Это и есть наша цель, к которой мы стремимся, ради которой не жалеем сил и жертв. Это и есть та награда мучеников и святых. Это и есть то счастье, то блаженство, что будет всю вечность проистекать из лицезрения Бога, о которой написано: «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Аминь.