Префект Конгрегации доктрины веры о нерасторжимости брака

Префект Конгрегации доктрины веры архиепископ Герхард Мюллер с одобрения Папы Франциска опубликовал в сегодняшнем номере газеты «Оссерваторе Романо» статью, в которой напоминает, что абсолютная нерасторжимость брака и, как следствие, невозможность вступления в новый , является богооткровенной истиной, однозначной заповедью Иисуса, а потому не может быть отменена Церковью.

Архиепископ Мюллер подробно проанализировал видение брака в Ветхом Завете, учении Иисуса и Апостолов. Практика ранней Церкви в этом вопросе находится в сфере гипотез, а потому не может быть основанием для выводов церковного Учительства. Но уже вся святоотеческая традиция однозначно свидетельствует в пользу евангельской нерасторжимости брака. Компромиссы в этом отношении появились позднее, в ходе процесса нарастающей зависимости Церкви от государства. Это, в частности, проявилось в практике Восточных Церквей, которые, во имя так называемой пастырской «икономии», стали допускать развод и вступление во второй и третий брак, хоть церемония их заключения и содержит покаянные элементы. Однако «эта практика, — продолжает ватиканский иерарх, — не отвечает воле Божией, ясно выраженной в словах Иисуса о нерасторжимости брака, и несомненно является проблемой в экуменическом диалоге, которой нельзя пренебрегать».
С другой стороны префект Конгрегации доктрины веры отмечает, что абсолютно нерасторжимым является лишь сакраментальный брак. Но сегодня всё больше христиан оказывается под воздействием «духа времени», несовместимого с христианским пониманием брака, прежде всего, в отношении его нерасторжимости и открытости к зачатию новой жизни. Поэтому чаще, чем в прошлые столетия, можно говорить о недействительности заключения брака. Однако недействительность брака не может быть установлена решением собственной совести, а должна быть констатирована церковным судом.

Священное Учительство Церкви, подчеркивая нерасторжимость брака, в то же время заботится о пастырском попечении в отношении разведенных верных, вступивших в новые союзы. О важности такого душепопечения много говорится, начиная с понтификата Иоанна Павла II. Но, хотя верные, живущие в несакраментальных союзах, и являются членами Церкви, приступать к Таинствам они не могут, что не означает, будто перед ними закрыты иные пути общения с Богом. Такой путь не легок, а потому эти люди должны знать, что Церковь находится рядом с ними и готова сопровождать их, — отмечает архиепископ Мюллер, подразумевая, что именно в этом направлении следует развивать пастырскую работу.
Но при этом Церковь призвана провозглашать Благую Весть о святости брака с поистине пророческой отвагой. Она не может капитулировать перед всё нарастающим непониманием святости брака, прагматически приспосабливаясь к тому, что кажется «неизбежным». Нельзя отказаться от требований нерасторжимости брака и в угоду так называемому «милосердию», поскольку Божие милосердие как раз в Таинствах и проявляется. Кроме того, неразумная апелляция к «милосердию» угрожает вульгаризацией образа Бога, Который якобы «обречен» только лишь прощать.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна