Председатель ОВЦС встретился с группой католических священников и семинаристов из Кельна

Председатель ОВЦС встретился с группой католических священников и семинаристов из Кельна

Встреча председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского патриархата митрополита  Волоколамского Илариона с группой католических священников и семинаристов из Кельна состоялась 11 октября в Большом зале ОВЦС. 

Тепло приветствуя гостей, митрополит Иларион отметил: «Я бывал в Кельне, хорошо помню величественный Кельнский собор, и очень рад, что вы будете иметь возможность видеть наши церковные здания и красоту нашего города».

ecr_4700Иерарх рассказал собравшимся об истории Русской Православной Церкви, значении православной веры для народов исторической Руси, подчеркнув, что христианская традиция насчитывает на этой земле более тысячи лет.

Как отметил архипастырь, история христианства на Руси восходит к 988 году, когда Киевский князь Владимир принял крещение, а затем крестил русский народ. «Тогда не было, как сейчас, трех народов, – русского, украинского, белорусского – а был один народ и одно государство, которое обычно называют Киевской Русью, – уточнил митрополит Иларион. – Это государство благодаря князю Владимиру приняло христианство в его восточно-византийском изводе. С тех пор началась история Русской Церкви, которая продолжается по сей день».

История русского народа показывала, что всякий раз, когда народ обращался к Богу, он получал от Господа множество благодеяний, когда же отвращался от Бога, наступали очень тяжелые времена, рассказал владыка. «В следующем году мы будем отмечать столетие самой печальной и трагической даты в русской истории – октябрьской революции 1917 года. Она привела к власти людей, которые поставили одной из своих задач борьбу против Бога, – продолжил митрополит Волоколамский Иларион. –  К тому времени Русская Православная Церковь была огромной религиозной организацией, имевшей присутствие во всех уголках Российской империи и за ее пределами. Десятки тысяч храмов, сотни монастырей, сонм священников, множество епископов – вся эта огромная инфраструктура Церкви с момента прихода большевиков к власти начала подвергаться систематическому разрушению. Началось массовое физическое уничтожение духовенства: священников сажали в тюрьмы, в лагеря, расстреливали. Почти все духовенство таким образом уничтожили. Было взорвано или стерто с лица земли множество православных храмов. Храм Христа Спасителя в Москве (сейчас его можно увидеть воссозданным) взорвали в 1931 году, множество других храмов было уничтожено, а оставшиеся церковные здания перестроили, приспособив под какие-то другие нужды».

ecr_4676Как отметил иерарх, поворотным стал 1988 год, когда Церковь решила отметить 1000-летие Крещения Руси. При этом властями предполагалось, что это торжество будет исключительно внутрицерковным, однако вышло по-другому. Председатель ОВЦС привел в пример историю, которая произошла в городе Вязьме на территории епархии, которой в ту пору управлял архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. «Решив устроить в этом 60-тысячном городе празднование в честь 1000-летия Крещения Руси, будущий Патриарх попросил руководителя города о том, чтобы верующим на один день предоставили стадион для совершения Литургии, на что градоначальник ответил: «Зачем вам стадион? Вы не соберете даже тысячу человек». В итоге на это празднование собралось 40 тысяч человек из 60 тысяч жителей Вязьмы. И такое происходило очень во многих городах».

Советский Союз, в котором к тому времени была провозглашена политика перестройки, оставался атеистическим государством, но гонения фактически прекратились. И сразу же выяснилось, что Церковь продолжает обладать колоссальным авторитетом среди людей, засвидетельствовал митрополит.

«С этого момента мы отсчитываем период, который называем вторым Крещением Руси», – сказал иерарх. Он привел статистические данные, согласно которым в 1988 году у Русской Церкви на всей территории Советского Союза было 6 тысяч приходов, а сейчас их насчитывается свыше 35 тысяч. «Это значит, что за 28 лет мы построили или восстановили из руин 29 тысяч храмов, то есть в год открывали  по тысяче храмов, в день – по три храма; и сейчас мы продолжаем открывать храмы с такой же скоростью», – сказал митрополит Иларион. Он также отметил, что количество монастырей выросло с двадцати одного на всю Русскую Православную Церковь  в 1988 году до 860 монашеских обителей на настоящий момент. «И это не просто восстановление зданий и стен – все они наполнены монахами и монахинями», ­ – подчеркнул председатель ОВЦС.

Церковное возрождение, прежде всего, коснулось людей: в начале 90-х годов столько людей принимало крещение, что, например, московские священники крестили в день по 300 человек.

ecr_4714Отметив беспрецедентный характер совершившегося церковного возрождения, митрополит Иларион продолжил: «Мы можем сравнить это только с IV веком, когда император Константин провозгласил свободу религии, и повсюду начали открываться храмы, создаваться монастыри. Но по IV веку нет статистических данных, а по периоду, который я описываю, у нас точная статистика имеется. И все это происходило на наших глазах. Поэтому когда мы, приезжая в Европу, порой слышим разговоры о том, что человечество живет в постхристианскую эпоху, что интерес к Церкви падает, количество верующих уменьшается, священнических призваний становится все меньше, мы говорим: «Приезжайте к нам, посмотрите, как наш народ живет, и вы увидите, что мы живем в эпоху расцвета христианства». Мы видим, как тысячи и миллионы людей приходят ко Христу и к Церкви. Конечно, можно объяснить этот процесс определенными обстоятельствами, например, тем, что раньше свободы религии не было, а теперь она появилась. Но я все-таки думаю, что, прежде всего, этот феномен объясняется внутренней силой христианства».

«Читая рассказы о ранней Церкви, об апостоле Павле, о гонениях на христиан в первые три века христианства, мы спрашиваем себя: «А как вообще эта религия могла в подобных условиях не только сохраниться, но и постоянно расширяться?» И только один ответ напрашивается: как сказал Христос, «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19.26), – отметил далее митрополит Иларион. –  И если мы посмотрим на 70 лет Советского Союза, на целенаправленную политику государства по уничтожению Церкви, религии, по искоренению веры из сердец людей, из их мировоззрения, и увидим, что результатом этого всего стал мощнейший взрыв христианской веры,  то не можем это воспринимать иначе, как чудо Божие, которое совершилось на наших глазах. Радостью об этом продолжающемся чуде я хотел поделиться с вами сегодня».

ecr_4707Совершившееся религиозное возрождение коснулось не только Русской Православной Церкви, констатировал иерарх. «У нас возродилась и Католическая Церковь, и протестантских общин становится гораздо больше, чем было. Это коснулось, конечно, и общин других традиционных конфессий нашей страны, – отметил он. – Я думаю, что за всем этим стоит особый промысел Божий и особая сила Божия». Архипастырь сравнил христианскую веру с пружиной, которая может сжиматься и разжиматься: когда на нее давят, она сжимается, но как только давление ослабевает, она разжимается снова.

«Хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы никогда не думали, что живем в постхристианскую эпоху, – сказал в заключение митрополит Волоколамский Иларион. –  В те или иные исторические периоды на христианскую Церковь нападают различные силы, но внутренняя сила, которой Церковь обладает благодаря тому, что Сам Христос в ней присутствует и ею управляет, всегда будет сохраняться, и всегда все новые и новые поколения людей будут приходить ко Христу».

 

Источник: Служба коммуникации ОВЦС

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна