«Позволить свету действовать в нас». Проповедь кардинала Пьетро Паролина в Кафедральном соборе в Москве 21 августа 2017 г.
Дорогое духовенство, уважаемые представители государственных властей, братья и сёстры во Христе!
Сердечно приветствую здешнего Архиепископа, его Высокопреосвященство Павла Пецци, который гостеприимно принимает нас, собравшихся на совместной молитве в этом замечательном неоготическом Кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Мое братское приветствие – остальным католическим епископам в Российской Федерации, во главе с Председателем Конференции Епископов – его преосвященством Клеменсом Пиккелем. Приветствую также представителей Русской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и других христианских конфессий, представителей иудейской общины и мусульманских общин; представителей государственных властей, Госудаственной Думы и местных властей; членов дипломатического корпуса. Приветствую также тех, кто принадлежит к католической общине этой великой страны, а особенно – католиков Москвы, которые этим вечером наполняют свой главный храм. Всем вам я приношу теплые приветствия и благословение Папы Франциска. Его сердцу близка католическая община и все российское общество, с которыми он чувствует особое единство после исторической и плодотворной встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, состоявшейся на Кубе в феврале прошлого года.
Недавно мы праздновали Торжество Успения Пресвятой Богородицы. Оно имеет свое продолжение в праздновании памяти Пресвятой Девы Марии – Царицы, которое мы совершаем спустя восемь дней. Мы созерцаем Ту, которая, стоя рядом с Царем веков, сияет как царица и ходатайствует как Мать. Марию, Непорочную Матерь Иисуса, ваши предки избрали покровительницей этой прекрасной церкви. Я очень рад, что могу служить с вами здесь сегодня вечером, в канун дня Пресвятой Девы Марии – Царицы. Во свете Слова Божия, поразмыслим о великом даре, который в лице Марии — Девы-Матери, Царицы неба и земли — дал нам Господь.
В сегодняшнем первом чтении пророк Исайя говорит нам о Сыне Девы Марии, долгожданном Мессии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его» (Ис 9,2-3). В Ветхом Завете Иисуса часто предвозвещают как свет, который придёт рассеять тьму этого мира, умножить радость и увеличить ликование. Как сказал Джон Генри Ньюман, этот свет – «свет деликатный». Такое выражение подчеркивает, что свет Христа не ослепляет. Это – свет, который приближается и располагается рядом с нами. Он служит светильником, который освещает дорогу и указывает направление пути. В самом деле, речь идет о динамичном свете, который запускает процесс, начинает маршрут. Это свет, который пробуждает онемевшую совесть, встряхивает душу и приводит нас в движение, делая из нас твердо верующих паломников.
Как же это произойдёт? Сможем ли позволить, чтобы этот свет действовал в нас? Эти вопросы, в определённом смысле, связаны с такой же тревогой, которую испытывала Мария, когда услышала потрясшую ее весть о материнстве, через которое Она даст миру Мессию. По ее примеру, мы призваны довериться и полностью вверить себя Богу. Он приглашает нас открыть сердце для обращения, избегая зла и греха и позволяя очистить себя Крестной тайной Иисуса Христа, которая совершается всякий раз, когда мы празднуем Евхаристию. Таким образом обращение становится неиссякаемым источником надежды и прекрасной возможностью духовного обновления, всё более живого тесного контакта с Иисусом, встречи сердцем к сердцу с Ним в молитве.
Еще одна важная вещь. Чтобы позволить этому свету возродить нас, необходимо, чтобы имело место наше живое свидетельство веры. Это свидетельство надо рассматривать как образ собственной жизни, изменившейся вследствие встречи со Христом, а не как озабоченность о созидании и укреплении некоей институции или о преумножении какой-то группы. «Деликатный свет», который приносит Иисус Христос во тьму этого мира, приглашает нас никогда не довольствоваться актуальным положением дел, и в то же время не быть заложниками бесплодного активизма. «Деликатный свет» Иисуса побуждает нас к жизни простой, прозрачной, которая стремится к самому существенному – то есть, к потребности в Боге, в благодати веры. Жизнь, основанная на отношениях с Богом, делает нас внимательными к ближнему – то есть, к такому человеку, каким мы его встречаем в нашей повседневности, — особенно к наиболее нуждающимся, к которым относятся и те, кому необходимо найти или заново обрести смысл собственной жизни.
И снова – как мы можем позволить этому свету возродить нас? Прислушаемся еще раз к словам, которые обращает Ангел к Марии: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1, 35). Итак, Мария «наполнена даром Божиим». Но для того, чтобы быть «наполненным», прежде необходимо освободить пространство, в хорошем смысле опустошить себя, отойти в сторону. Именно так поступила Мария, которая сумела погрузиться в слушание Слова Божия и довериться инициативе Бога, безгранично принимая в свою жизнь замысел Бога. Настолько, что в Ней Слово «стало плотью». Евангельское повествование о Благовещении позволяет нам постичь глубину сказанного Марией «да» в ответ на то, что предлагает Бог. «Вот я, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Как же аутентично и конкретно Мария принимает это! Она не теряется в пустых разговорах, не делает тысячи умозаключений, не чинит препятствий Господу. С решительностью и готовностью она доверяет себя и оставляет пространство для действия Святого Духа.
Подобным образом и мы призваны довериться Святому Духу, с податливостью открыться навстречу его действию. Такое приглашение постоянно звучит в обращениях Папы Франциска и Патриарха Кирилла всякий раз, когда их спрашивают, как мы можем продолжать путь взаимного сближения, братства и сотрудничества, которому они положили начало своей встречей на Кубе. Общность между христианами – это не только плод человеческих замыслов и программ, но прежде всего – это побуждение от Святого Духа, по отношению к которому нам следует быть внимательными, податливыми и благодарными.
Пресвятая Дева Мария, которую мы сегодня почитаем, да бодрствует над нами и да ведет нас по этому общему пути по стезям единого Евангелия, под действием Святого Духа. Пусть это празднование в честь Богородицы станет для нас хорошей возможностью для того, чтобы научиться у Нее, нашей Матери, обновить свое «да» Богу, чтобы и в нас Он смог исполнить свое Слово.
Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве
(Фото Натальи Гилёвой и Ольги Дубягиной)