Послание Его Святейшества Папы Бенедикта XVI к Всемирному дню миссии – 24 октября 2010
«Строительство церковного общения – ключ к миссии»
Всемирный день миссии, празднуемый в октябре, побуждает епархиальные и приходские общины, институты посвященной жизни, церковные движения и весь народ Божий к более плодотворному возвещению Евангелия и открывает широкую миссионерскую перспективу пастырской деятельности. Это ежегодное событие дает нам возможность более интенсивно проживать литургию, участвовать в катехизации, благотворительных и культурных мероприятиях, через которые Иисус Христос призывает нас на трапезу Его Слова и Евхаристии, позволяет нам пережить Его присутствие, более тесно соединиться с Ним, нашим Учителем и Господом. Христос говорит нам: «Кто любит меня, тот возлюблен будет Отцом моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14, 21). Только на основе этой личной встречи с любовью Бога, изменяющей нашу жизнь, мы можем жить в единстве с Ним и друг с другом, давать нашим братьям достоверное свидетельство в согласии с нашей надеждой (ср. 1 Петр 3, 15). Зрелая вера, способная полностью довериться Богу, поддерживаемая молитвой, размышлением над Словом Божиим и изучением истин веры, является небходимым условием нового гуманизма, основанного на Евангелии Иисуса Христа.
Во многих странах в октябре, когда после летних каникул возобновляются церковные мероприятия, Церковь приглашает нас учиться у Марии, в молитве Святого Розария созерцать любовь Отца к человечеству, любить ее так, как любит ее Он. Не в этом ли состоит смысл миссии?
В самом деле, Отец призывает нас быть сыновьями и дочерьми, возлюбленными в Его Сыне, признать, что мы все – братья и сестры во Христе, который является даром спасения для человечества, разделенного разногласиями и грехом. Христос открывает нам истинное лицо Бога, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).
«Мы хотим видеть Иисуса» (Ин 12, 21) – с этой просьбой некоторые греки, прибывшие в Иерусалим для пасхального паломничества, обратились к апостолу Филипу. Она звучит и в наших сердцах сейчас, напоминая о том, что задача провозглашения Евангелия – обязанность всей Церкви, «по своей природе миссионерской» (Ad gentes, п. 2), и приглашает нас стать защитниками обновленной жизни, построенной на подлинных отношениях в общинах, основаных на Евангелии. В многонациональном обществе, охваченном все более тревожными формами одиночества и равнодушия, христиане призваны стать знаком, дающим надежду, универсальным братством, проповедующим ценности, которые меняют ход истории. Они, без ложных иллюзий и ненужного страха, должны стремиться сделать нашу планету домом для всех людей.
Как и греческие паломники две тысячи лет назад, люди нашего времени, возможно, даже не осознавая этого, нуждаются в том, чтобы верующие не только «говорили» об Иисусе, но «делали Его видимым» – показывали Иисуса, чтобы лицо нашего Спасителя сияло по всей земле для поколений нового тысячелетия, и особенно – для молодых людей всех континентов, которым и предназначено провозглашение Евангелия. Они должны понимать, что христиане несут слово Христово потому, что Он является Истиной, потому, что они нашли в Нем правду и смысл своей собственной жизни.
Это миссионерское поручение, которое обязывает каждого крещеного и всю Церковь, не может быть реализована без глубоких личных, общественных и пастырских преобразований. Осознание ответственности провозглашать Евангелие побуждает не только отдельных верных, но также приходские и епархиальные общины к большей открытости к миссионерскому сотрудничеству между Церквами, чтобы Евангелие распространялось повсюду, проникало в сердце каждого человека, каждого народа, каждой культуры, расы и национальности. Это осознание поддерживается работой священников Fidei Donum, людей посвященной жизни, катехизаторов и миссионеров-мирян, их постоянным стремлением поощрять церковное общение, чтобы взаимодействие различных культур могло быть интегрировано в модель единства, в котором Евангелие является закваской свободы и прогресса, источником братства, смирения и мира (ср. Ad gentes, п. 8). Сама Церковь в действительности есть «таинство — то есть знамение и орудие — глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого» (Lumen gentium, п. 1).
Церковное общение рождается из встречи с Сыном Божиим, Иисусом Христом, который через возвещение Церкви приходит к человеку, созидает общение человека с Собой и, следовательно, с Отцом и Святым Духом (ср. 1 Ин 1, 3). Христос устанавливает новые отношения между человеком и Богом. «Он открывает нам, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8), и вместе с тем учит нас, что основной закон человеческого совершенства — а, следовательно, и преобразования мира — есть новая заповедь любви. Поэтому тех, кто верует в Божественную любовь, Он уверяет, что путь любви открыт всем людям, и старания по установлению всеобщего братства не напрасны» (см. Gaudium et spes, п. 38).
Церковь становится «communio» (общением, единством) на основе Евхаристии, в которой Христос присутствует в хлебе и в вине, и жертвой любви созидает Церковь как Свое Тело, соединяя нас с Триединым Богом и друг с другом (ср. 1 Кор 10, 16). Как я написал в Sacramentum caritatis, «Любовь, которую мы получаем в таинстве, такова, что мы не можем сохранить ее только для себя. По самой своей природе она требует, чтобы мы делились ею с другими. Мир нуждается в любви Божией; мир должен встретить Христа и поверить в Него» (№ 84). Вот почему Евхаристия – это не только источник и вершина церковной жизни, но, также, и миссия Церкви: «истинно евхаристическая Церковь – это Церковь миссионерская» (там же), которая может привести всех к общению с Богом, провозглашая с уверенностью: «То, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами» (1 Ин 1, 3).
Дорогие друзья, этот Всемирный день миссии, когда сердце охватывает взглядом огромные пространства миссии, призывает всех нас разделить труды Церкви по распространению Евангелия. Миссионерство всегда было знаком жизнеспособности для наших Церквей (ср. Redemptoris Missio, п. 2), чье миссионерское сотрудничество и свидетельство единства, братства и солидарности является залогом достоверности слов вестников Любви спасающей!
Поэтому я еще раз призываю каждого молиться и, несмотря на финансовые трудности, оказывать конкретную братскую помощь молодым церквам. Этот акт любви и бескорыстного обмена, достигающий своей цели посредством бесценного служения Папских миссионерских обществ, которым я выражаю свою благодарность, будет содействовать формации священников, семинаристов и катехизаторов в самых отдаленных миссиях, поддерживать молодые церковные общины.
В заключение этого ежегодного Послания к Всемирному дню миссии, я хотел бы выразить благодарность миссионерам, которые свидетельствуют о наступлении Царства Божиего в самых удаленных и сложных местах, отдавая, подчас, за это свою жизнь. Им, находящимся в авангарде возвещения Евангелия, каждый верующий предлагает свою дружбу, близость и поддержку. Пусть Бог, любящий тех, кто дает охотно (ср. 2 Кор 9, 7), наполнит их духовным рвением и глубокой радостью.
Как и «Да», сказанное Марией, каждый щедрый отклик церковной общины на Божий призыв любви к нашим братьям и сестрам становится источником апостольского и церковного материнства (ср. Гал 4, 4. 19. 26), поражая нас тайной любви Бога, который «когда пришла полнота времени … послал Сына Своего, Который родился от жены» (ср. Гал. 4: 4), чтобы дать веру и мужество новым апостолам. Такой отклик позволит каждому «утешаться надеждой» (ср. Рим 12, 12), участвуя в исполнении замысла Бога, желающего, «чтобы весь человеческий род стал единым народом Божиим, был объединен в одно Тело Христово и сформирован в один храм Святого Духа» (Ad gentes, п. 7).
Ватикан, 6 февраля 2010
BENEDICTUS PP. XVI
Перевод Конгрегации вербистов