Послание Бенедикта XVI на день молитв о призваниях
ПРИЗВАНИЕ К СЛУЖЕНИЮ ОБЩИНЕ ЦЕРКВИ
ПОСЛАНИЕ БЕНЕДИКТА XVI
ПО СЛУЧАЮ 47-ГО ДНЯ МОЛИТВ О ПРИЗВАНИЯХ 25 АПРЕЛЯ 2010 г. –
IV ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Свидетельство пробуждает призвания
Достопочтенные братья в епископском и священническом служении!
Дорогие братья и сестры!
47-ой Всемирный День молитв о призваниях, который нам предстоит пережить в IV воскресенье Пасхи – 25 апреля 2010 г., в Воскресенье Доброго Пастыря, – предоставляет мне случай поразмышлять на тему, которая прекрасно гармонирует с Годом Священника: «Свидетельство пробуждает призвания». То, насколько успешным окажется приглашение к призванию, зависит, в первую очередь, от инициативы и деяний Бога, однако, как подтверждает пастырский опыт, на него влияет также качество и духовное богатство личного и общинного свидетельства тех людей, которые уже откликнулись на призвание Господа к священническому служению или посвященной Богу жизни. Их свидетельство может оказаться полезным другим людям, дабы и они захотели великодушно откликнуться на призыв Христа. Вышеназванная тема, следовательно, тесным образом переплетается с жизнью и миссией священников и лиц посвященной Богу жизни. Всех тех, кого Господь призвал трудиться в Своем винограднике, я хочу пригласить обновить свои обещания верности, и сделать это сейчас, когда продолжается Год Священника, провозглашенный мною в связи со 150-летней годовщиной смерти св. Иоанна Марии Вианнея, Арсского Пастыря, который и поныне остается непревзойденным примером священника и настоятеля.
Уже в Ветхом Завете пророки сознавали свое призвание собственной жизнью засвидетельствовать то, что они возвещали, и при этом были готовы столкнуться с непониманием, отвержением и гонением. Задание, полученное ими от Бога, целиком поглощало их, подобно огню, пылающему в сердце, который невозможно угасить (ср. Иер 20,9). Они были готовы предоставить в распоряжение Господа не только свой голос, но и всю свою жизнь. Когда же настала полнота времён, Сам Иисус стал Тем, Кто был послан Отцом (ср. Ин 5,36), чтобы дать свидетельство любви Бога ко всем без исключения людям, как и Его особому попечению о «последних» среди людей, т.е. грешниках, бесправных, нищих. Иисус – это высочайший Свидетель Бога и Его горячего желания, чтобы все люди были спасены. Утренней же звездой полноты времён является Иоанн Креститель, полностью посвятивший свою жизнь тому, чтобы приготовить Христу путь. Это он засвидетельствовал, что в Сыне Марии из Назарета исполнились обетования Божии. Завидев Иисуса, показавшегося на берегу Иордана, где он крестил, Иоанн указал на него своим ученикам, как на «Агнца Божия, берущего на Себя грех мира» (ср. Ин 1,29). Это свидетельство было настолько убедительным, что два ученика Иоанна, «услышав от него сии слова…, пошли за Иисусом» (Ин 1,37).
Аналогичным образом призвание Петра, согласно описанию евангелиста Иоанна, происходит при участии его брата Андрея, который, встретившись с Господом и откликнувшись на Его приглашение «остаться», ощущает потребность тут же поделиться с Петром своим открытием, сделанным в общении с Иисусом: «мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин 1,41-42). Нечто подобное имело место и в случае с Нафанаилом: его друг Филипп засвидетельствовал ему о своем великом открытии: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин 1,45).
Свободная и бескорыстная инициатива Бога вступает во взаимодействие с откликом человека и становится вызовом для тех, кто принимает Божие приглашение, дабы посредством своего собственного свидетельства стать орудием Божьего призвания. Нечто подобное и теперь повторяется в Церкви: Бог использует свидетельство священников, верных своей миссии, чтобы пробуждать новые священнические и монашеские призвания для служения народу Божию. В этой связи я хотел бы рассмотреть три аспекта жизни священника, которые кажутся мне существенными для плодотворного свидетельства.
Основополагающим и специфическим элементом любого священнического призвания, а также призвания к посвященной Богу жизни, является близость со Христом. Иисус пребывал в постоянном единении с Отцом, и как раз это обстоятельство пробуждало в учениках желание пережить тот же опыт, учась у Него общению и непрестанному диалогу с Богом. Если священник является «человеком Божьим», принадлежащим Богу и способным помочь познать и полюбить Бога, он не может не развить глубокого единения с Ним, не может не пребывать в Его любви, не может не вслушиваться в Его Слово. Молитва – вот первое свидетельство, пробуждающее призвания. Подобно апостолу Андрею, сказавшему брату о том, что он встретил Учителя, всякий, кто хочет стать учеником и свидетелем Христа, должен «увидеть» Его лично, должен Его познать, чтобы научиться любить Его и пребывать с Ним.
Вторым аспектом священнического или монашеского посвящения является полная отдача себя Богу. Апостол Иоанн пишет: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3,16). Тем самым св. Иоанн приглашает учеников войти в ту же логику Иисуса, Который всем Своим существованием исполнял волю Отца вплоть до полной отдачи Себя на кресте. Здесь во всей полноте открывает себя Божие милосердие: милосердная любовь, ниспровергшая тьму зла, греха и смерти. Образ Иисуса, Который во время Тайной Вечери встает из-за стола, снимает с Себя одежды, берет полотенце, препоясуется им и склоняется перед апостолами, чтобы умыть им ноги, является выражением духа служения и посвящения собственной жизни в полном послушании воле Отца (ср. Ин 13,3-15). Следуя за Иисусом, всякий, кто призван к особым образом освященной жизни, должен стремиться засвидетельствовать, что он полностью отдал себя Богу. Именно здесь находится источник умения стать даром для тех людей, коих Провидение Божие доверило его пастырскому попечению, источник полной, постоянной и верной самоотдачи, с которой он радостно сопровождает этих людей на их пути, дабы и они захотели встретиться со Христом, дабы Его Слово стало светом на их стезе. История любого призвания практически всегда связана со свидетельством какого-то священника, который с радостью переживает свое призвание быть даром для ближних ради Царствия Божия. Близкое общение со священником и его слово побуждают задавать вопросы и принимать окончательные решения (ср. Иоанн Павел II, «Pastores dabo vobis», 39).
Наконец, третьим аспектом, который должен отличать священника или лицо посвященной Богу жизни, является жизнь в общине. Иисус назвал глубокое единение в любви отличительным знаком Своих учеников: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13,35). Священник должен быть в высшей степени «общинным человеком», открытым для всех прочих людей, способным созидать единство той общины верующих, которая доверена ему благостью Господней. Он призван способствовать исцелению разделений, примирению разлучившихся, смягчению напряженности и недоразумений, прощению обид. В июле 2005 г., встречаясь с духовенством в Аосте, я отметил, что если молодежь будет видеть замкнувшихся в себе, угрюмых священников, то, наверняка, не захочет последовать их примеру. Если они заподозрят, что именно такова и есть будущность священника, у них возникнут опасения. Поэтому важное значение имеет такая жизнь в общине, которая продемонстрирует молодым людям всю красоту священнического служения. И тогда молодой человек скажет: «может быть, это и мое будущее; и я хотел бы так жить» (Наставления, I, [2005], 354). II Ватиканский Собор, говоря о свидетельстве, связанном с призванием, подчеркнул значимость любви и братского сотрудничества, которые должны отличать священников («Optatam totius», 2).
Я с удовольствием напоминаю вам слова, написанные моим предшественником Иоанном Павлом II: «Самым важным и эффективным средством пробуждения призваний является свидетельство жизни священников, их безоговорочное посвящение себя Божьей овчарне, их исполненное любви служение Христу и Его Церкви – служение, связанное с несением креста, который был принят с пасхальной надеждой и радостью, а также их братское единомыслие и горячее стремление к евангелизации» («Pastores dabo vobis», 41). Можно сказать, что священнические призвания родятся в общении со священниками, как некое бесценное наследие, передаваемое с помощью слов, дел и всего образа жизни.
То же самое верно и по отношению к лицам посвященной Богу жизни. Уже сам факт существования монашествующих возвещает любовь Христа, если принявшие монашество следуют за Ним в полной верности Евангелию и если с радостью принимают Его критерии суждений и поведения. Они становятся «предметом пререканий» для мира, чья логика часто бывает вдохновлена материализмом, эгоизмом и индивидуализмом. Если они позволяют Богу завоевать себя и оказываются способны отречься от самих себя, их верность и сила их свидетельства пробуждают во многих молодых сердцах желание постоянно следовать за Христом и делать это со всей щедростью и самоотдачей. Подражание Христу непорочному, нищему и послушному, отождествление себя с Ним – вот идеал посвященной Богу жизни и свидетельство абсолютного приоритета Бога в жизни человека и его истории.
Любой пресвитер, любой монашествующий, любая монашествующая, верные своему призванию, возвещают радость служения Христу и приглашают всех христиан дать ответ на всеобщее призвание к святости. Поэтому, чтобы поддержать особое призвание к священству и посвященной Богу жизни, чтобы сделать весть о святом призвании звучащей еще громче и настоятельней, необходим личный пример тех, кто уже сказал свое «да» Богу и предложенному Им проекту построения жизни. Личное свидетельство, подтвержденное конкретными жизненными решениями, придаст молодым смелости, дабы и они смогли принять решение, которое определит всё их будущее. Чтобы помочь им в принятии такого решения, необходимо искусство общения и диалога, которое поможет им обнаружить источник света и поддержки в ком-то, кто совершенным образом проживает свою жизнь как призвание. Именно это делал святой Арсский Пастырь, который был тесно связан со своими прихожанами, «наставлял своих прихожан примером собственной жизни. На его примере верные учились молитве» («Письмо по случаю начала Года Священника», 16 июня 2009 г.).
Так пусть же Всемирный День молитв о призваниях станет еще одним подходящим случаем для молодых людей, дабы они задумались о собственном призвании, откликаясь на него с искренностью, упованием и готовностью. Да сбережет Дева Мария, Матерь Церкви, даже самое малое из семян призвания в сердцах тех, кого Господь призывает приблизиться к Себе и подражать Себе; да соделает Она, чтобы это семя стало цветущим деревом, обильно плодоносящим для блага Церкви и всего человечества! Я молюсь об этом, преподавая всем Апостольское благословение.
Ватикан, 13 ноября 2009 г.
Перевод: Сибирская католическая газета