Покаяние в свете учения Святого Ефрема Сирина. Иконы св. Ефрема

Святой (306 – 373 гг.) – один из великих учителей Церкви IV века, христианский богослов и поэт. Родился в городе Низибии в Сирии. Он – единственный из сирийских Отцов Церкви, которого почитают все христиане. В 1920 году Папа Бенедикт XV провозгласил его учителем Христовой Церкви. Он является автором многих сочинений. Но больше всего в своих сочинениях он писал о сердечном сокрушении.

Ефрем Сирин был великим учителем покаяния. Он не столько что-то доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. В его учениях всегда звучит призыв к покаянию. Покаяние требует от человека усилий, ведь для того чтобы к нему прийти нужно отказаться от старого и греховного образа жизни. Не стоит при этом жалеть усилий, поскольку в покаянии человек возвращается к Богу. Иисус Христос сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3,2). Это значит, что без покаяния невозможно войти в Царство Небесное.

Что такое покаяние? На греческом языке это метанойя – означает смену разума, переосмысление, выход навстречу Богу, подчинение своей воли воле Божественной. Святой говорит: «Как здесь каждый возрастил крылья свои, так там воспарит в горняя; как здесь очистил каждый ум свой, так там увидит славу Его, и в какой мере возлюбил Его каждый, в такой там насытится любовью Его» («Увещание к покаянию», 37).
В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: переход человека от самодостаточного, произвольно-греховного, самолюбивого состояния к жизни по заповедям Божиим, в стремлении любить Бога.

Св. Ефрем Сирин говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями. Эта борьба должна сопровождаться человеческими слезами. Для этого нужны истинные слезы, которые выражают сокрушение о содеянном. Хотя и слезы бывают различными. Святой Ефрем различает три вида слез: «Знаете ли, что у людей бывают трех различных родов слезы? Бывают слезы о вещах видимых, – и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и они очень сладки и полезны. И бывают слезы раскаяния там, где плач и скрежет зубом (Мф 8, 12), – и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны, когда уже нет времени покаянию» («Уроки о покаянии», 9). Поэтому слезы покаяния, как показано выше, выражают истинное раскаяние. «Святые и чистые слезы по Богу всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий» («Уроки о покаянии», 27).

Из жизненного опыта мы знаем, что человек на своем пути к Богу часто бывает непостоянным. Раскаявшись в своих грехах, он еще много раз может впасть в те или иные грехи. Падшее человеческое естество на пути следования Божественным заповедям всегда встречает сопротивление. Поэтому в движении от греха к Богу нужно всегда быть бдительным, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли. Причину этого Святой видит в слабости человеческой природы, которой трудно самостоятельно противостоять козням лукового.
«Прежде нежели совершено кем беззаконие, враг весьма умаляет его в глазах его; особенно же умаляет похоть сластолюбия, будто бы выполнить ее то же, что вылить на пол чашу холодной воды. Так лукавый умаляет грех в очах человека прежде совершения его; по совершении же греха, лукавый до крайности увеличивает беззаконие в глазах того, кто впал в оное. Воздвигает при этом на него волны отчаяния; а нередко вооружается против него и притчами, внушая такие мысли: «что сделал ты, напрасный труженик? И на что похоже делание твое? Вот на что; насадил некто виноградных лоз, стерег и берег их – пока дали плод, и собрав виноград, наполнил он бочки виноградным вином; а потом вдруг встал, взял топор и разбил бочки; вино вылилось и погибло; вот чему уподобилось делание твое». Сие внушает лукавый человеку, с намерением низринуть его в глубину отчаяния» («Уроки о покаянии», 28).

Отсюда видно, что лукавый не только всячески умаляет значение греха в глазах человека перед его совершением, но и преувеличивает его уже после совершения, предавая человека душевным терзаниям, не давая ему покоя, тем самым, обвиняя его в содеянном. Враг отдаляет человека от прощения Бога, повергая его в уныние и тем самым увеличивая его страдания. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию. В таком состоянии не должно оставаться, а сразу по упадку встать и принести искреннее раскаяние за совершившееся. Святой Ефрем говорит: «Если же впал ты в грех, то не оставайся в падении, и не пренебрегай Божиим долготерпением и Божией пощадою ,.. не будь нерадив, но кайся, плачь, воздыхай о том, что обольщен ты» («О борьбе с восемью главными страстями», 88).

Грех, борьба с ним и победа над ним, есть фундаментальное основоположение христианства. Бог не требует от человека безгрешности, потому что Ему ведома человеческая немощь. Единственное, что Он требует от человека, – это осознания собственной греховности, постоянного выхода на путь покаяния. Церковь – это не только собрание праведников, но и грешников. Перед тем, как стать праведными, многие верующие были большими грешниками. К праведности они пришли через покаяние, через усердную борьбу с грехами. Это борьба может длиться неопределенное время. Чтобы ее вести, необходимы терпение и настойчивость.

Святой Ефрем Сирин описывает уникальный опыт борьбы с грехами, с дурными помыслами. Человек должен в первую очередь следить за своими помыслами. Они подобны собаке: если ее ласкать, то она не уйдет от тебя, а если ее сразу прогнать, то она тут же убежит. Должно не допускать греховных помыслов в свое сознание и в свое сердце. Когда человек увидел в своем сердце плохую, греховную мысль, то в первое, что нужно сделать, – это возненавидеть сделанное «греховное предложение». Нужно в гневе отбросить, изгнать его вон из своих помыслов, из своего сердца.

Св. Ефрем СиринСогласно учению св. Еферма Сирина, покаяние не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью Божественной силы – благодати. Если человек имеет искреннее желание покаяться и преодолеть грех, то Бог всегда подает благодать для победы над ним.
Святой Ефрем Сирин говорит: «Посему, зная наперед козни врага, беги от греха. Если же подвергнешься какому грехопадению, не закосневай во грехе; но восстань и обратись к Господу Богу своему всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя. Скажи лукавому помыслу: «хотя и бочки разбил я, и вино погубил, но цел у меня виноградник, а Владыка долготерпелив, многомилостив, милосерд и праведен. И надеюсь, что, при содействии мне благодати Его, снова возделаю и соберу виноград свой, и наполню бочки свои, как и прежде» («Уроки о покаянии», 29).
Значит, человеку необходимо познать самого себя, не бояться анализировать свое внутреннее состояние. Очень важно усвоить, что осуждению подвергается не тот, кто грешил, а тот, кто не каялся.

Иерей Олег Новосад,
г. Сургут

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна