Папская Месса Пепельной среды в Риме
5 марта с.г. в Римско-Католической Церкви начался Великий Пост. В соответствие с давней римской традицией, Папа в этот день возглавил покаянную процессию на Авентинском холме. Процессия начала свой путь у бенедиктинской церкви Св. Ансельма и направилась к древней базилике Св. Сабины, обслуживаемой отцами-доминиканцами. Здесь Святой Отец возглавил Мессу Пепельной среды, включавшую обряд освящения пепла и посыпания им головы в знак покаяния. В своей проповеди Папа Франциск напомнил о необходимости обращения сердца, к которому все мы призваны в период Великого Поста, а это – нечто большее, нежели внешние обряды и общие намерения.
«Мы призваны отправиться в путь, — сказал, в частности, Папа, — на котором мы постараемся преодолевать рутину, открыть глаза и уши, а прежде всего сердце, чтобы суметь выйти за пределы собственного “дворика”. Открыться Богу и братьям. Ныне нам доводится жить во всё более иллюзорном мире, в культуре “делания”, в культуре “эффективности”, в рамках которой мы, даже не отдавая себе до конца отчет в этом, исключаем Бога из нашего горизонта. Великий Пост побуждает нас “пробудиться”, вспомнить, что мы – творения, что мы не являемся Богом».
Далее понтифик указал на опасность замкнутости в себе, невнимания к нуждам ближних. Лишь в том случае, если вызовом, обращенным к нам лично, станут тяготы и страдания наших братьев, мы сможем подлинно встать на путь покаяния, ведущий нас к Пасхальному торжеству. Неотъемлемым элементом этого пути являются крест и самоотречение.
«Нынешнее евангельское чтение, — продолжил Папа, — указывает три момента этого духовного паломничества: молитву, пост, милостыню. Все они имеют своей целью предотвратить наше порабощение иллюзиями: подлинно существенно не то, что лишь кажется таковым; ценность жизни зависит не от того, насколько ее признают другие люди, и не от достигнутых успехов, а от нашего духовного наполнения.
Папа призвал заполнивших храм Св. Сабины верных сделать период Великого Поста временем погружения в море молитвы и временем формирующего наше сердце воздержания.
«Нужно быть внимательным, — сказал он, — чтобы не поститься формально, ища лишь самоуспокоения. Пост имеет смысл только в том случае, когда им нарушается наше ощущение безопасности и когда его плоды становятся полезными для ближних, когда мы с его помощью становимся способными вести образ жизни милосердного самарянина, склоняющегося над своим братом в нужде и заботящимся о нем. Пост предполагает выбор жизни в воздержании, не расточая, не отвергая. Пост помогает нам упражнять наше сердце в самом главном и в готовности делиться с другими. И знамение этого – в том, что мы со всем разумением и ответственностью противостоим несправедливости, злоупотреблений, особенно по отношению к самым бедным и слабым, в том, что мы от всего сердца уповаем на Бога и Его Провидение».
Святой Отец призвал также подавать милостыню, что является свидетельством бескорыстия. Подавая милостыню, мы одариваем такого человека, от которого не можем ничего ожидать взамен. «Бескорыстие, — подчеркнул Папа, — должно стать отличительной чертой христианина, сознающего, что он всё на свете получил от Бога задаром, без каких-либо заслуг со своей стороны, а значит, и сам должен одаривать других людей задаром. В наше время бескорыстие зачастую не является чертой повседневности, в которой всё покупается и продается, все обсчитывается и измеряется. Милостыня помогает нам жить бескорыстием дара, освобождающим от порабощения собственностью, страхом перед ее утратой, печали, снедающей тех, кто не хочет поступиться своим благополучием».