Папа о св. Бонавентуре как основоположнике теологии развития

Св. Бонавентура принимает послов византийского императора на II Лионском Вселенском Соборе10 марта, в ходе традиционной общей по средам Папа продолжил свои размышления о теологическом наследии св. Бонавентуры, начатые неделю назад. На этот раз он представил св. Бонавентуру основоположником «теологии развития» или «новизны».

Необходимость в такой теологии была отчасти продиктована историческими обстоятельствами. Св. Франциск Ассизский внёс в жизнь средневековой Церкви нечто совершенно новое, ранее Церкви неизвестное. Однако францисканцы не создали «новой церкви», их духовность должна была быть каким-то образом «встроена» в уже существующую церковную традицию.

Бонавентура, бывший самым выдающимся истолкователем наследия св. Франциска, вынужден был полемизировать с ошибочными взглядами части францисканцев, которые утверждали, будто Франциск возвестил «вечное Евангелие», которое отныне призвано заместить Новый Завет. В их своеобразной интерпретации Истории Спасения эпоха Ветхого Завета объявлялась эрой Отца, после чего наступила эра Христа и Церкви, а проповедью Франциска открылась эра Духа Святого.

Бонавентуре предстояло отстоять непрерывность церковной традиции, но при этом отдать должное и реальной новизне вклада св. Франциска. С этой целью он и создал новаторскую для тех времен теологию развития Церкви. В отличие от большинства современных ему теологов, он не считал, что в творениях Святых Отцов христианская богословская мысль достигла своей вершины, так что все последующие поколения христиан могли быть только их учениками. Правда, и Бонавентура признавал Святых Отцов «вечными учителями», однако явление св. Франциска убедило его, что богатство слова Христова неистощимо и что в истории христианства могут появляться всё новые и новые «светильники», зажженные от единого Светильника, т.е. Христа. Но при этом необходимо сохранять преемственность с прошлым и единство с Вселенской Церковью. Источником же духовной новизны и обновления Церкви на всех этапах ее истории является Сам Христос, Его неисчерпаемое внутреннее богатство.

Роль Христа также оценивалась Бонавентурой иначе, нежели это было у Отцов Церкви. Для Отцов Церкви Христос – это Конец истории, а для Бонавентуры – Центр истории. История не заканчивается Христом, скорее это Он дает ей новое начало, откуда и вытекает возможность развития. Идея развития в Церкви, в ее духовности и богословии была сформулирована св. Бонавентурой явно.

«В этой связи необходимо отметить, — продолжил Папа, — что и сегодня слышатся утверждения, согласно которым вся история Церкви во втором тысячелетии была временем непрерывного упадка. А для некоторых период упадка начинается сразу же после Нового Завета. В действительности же дело Христово не деградирует, а развивается. Чем была бы Церковь без новой духовности цистерцианцев, францисканцев, доминиканцев, без св. Терезы Авильской или св. Иоанна Креста? Opera Christi non deficiunt, sed proficiunt (“Дело Христово не идет вспять, а продвигается вперёд”)».

«Так и после II Ватиканского Собора кое-кто думал, что отныне всё станет новым, что возникла новая Церковь, а старая, дособорная – перестала существовать. Но, слава Богу, мудрые кормчие Ладьи Петровой Павел VI и Иоанн Павел II сумели, с одной стороны, отстоять новизну Собора, а с другой – единство и непрерывность традиции Церкви, которая всегда будет оставаться и “грешной Церковью”, и местом Божией благодати», — подвел итог Бенедикт XVI.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна