Папа Франциск о современном священстве: Церкви нужны пастыри, а не чиновники
В пятницу 20 ноября Папа Франциск встретился с участниками проходящей в Ватикане конференции, приуроченной к 50-летию опубликования двух Декретов II Ватиканского Собора: Presbyterorum ordidnis (о жизни и миссии священников) и Optatam totius (о формации священников). Понтифик назвал эти документы настоящими жемчужинами, какие Собор подарил Церкви, а также семенами, из которых произросли немалые деревья, приносящие кроме, увы, некоторых сухих листьев, еще и прекрасные цветы и плоды, коими украшается современная Церковь.
Отталкиваясь от определения священника, приведенного в Послании к Евреям, Святой Отец проанализировал различные аспекты священнической идентичности.
Прежде всего, священники – члены народа Божия и из него происходят. Они не появляются вдруг и ниоткуда за кафедрой, а имеют свою историю, свои впитанные с детства ценности, духовность и культуру. И в этой связи особая роль как в формировании священнических призваний, так и в жизни священника принадлежит семье, родной среде, откуда вышел тот или иной пастырь. Франциск привел в пример случай одного молодого иезуита, который, побыв священником два года, почувствовал себя в полной растерянности и решил оставить служение и выйти из Ордена. Духовник отправил его домой, к матери, он провел у нее только один день и вернулся преображенным. «Мама дала ему пару пощечин – духовных пощечин, духовных… Сказала ему несколько ласковых слов, привела его в чувство и вперед!!! Почему? А потому, что он вернулся к своим корням. Поэтому так важно не отрываться от своих корней. В семинарии рекомендуют молитву контемпляции. Но ей нужно учиться. А ты молись так, как научила тебя твоя мама, и иди вперед. Твои корни – в твоей семье. Начинай молиться так, как ты делал это, будучи ребенком, даже теми же словами. А потом учись новым формам молитвы».
Настоящий священник должен отдавать себе отчет в том, что он за человек. Он нуждается в надлежащем воспитании, чтобы его природные слабости и ограничения не выходили на первый план и наоборот, чтобы его таланты и способности успешно развивались.
Еще один аспект идентичности священника – это его служение братьям. Здесь совершенным примером для нас является Сам Иисус Христос, Первосвященник, Пастырь Добрый: Он умывает ноги Своим апостолам и одинаково близок и Богу, и людям. «Мы – не священники для себя самих, наше освящение неразрывно связано с освящением народа Божия, наше помазание – с его помазанием. Осознать и всегда помнить о том, что священник поставлен для народа, для святого народа Божия, поможет священнослужителям не заноситься, быть подлинными авторитетами, а не деспотами, быть принципиальными, но не жестокими, быть радостными, но не поверхностными, а в итоге – быть пастырями, а не чиновниками». И еще, священник не может постоянно выглядеть мрачным и нервным, иметь тяжелый характер. Это ненормально и не идет на пользу ни ему самому, ни вверенной его заботам пастве, — добавил Папа.
Священник должен быть постоянно вместе с людьми. Священники – это не специалисты по пастырским и евангелизационным вопросам, которые приходят, чтобы исполнить свои профессиональные обязанности, а потом удаляются по своим личным делам.
Священникам надлежит находиться рядом со своими епископами и иметь к ним постоянный доступ. В этой связи Папа Франциск напомнил, что постановление Тридентского Собора, предписывающее епископу постоянно находиться в своей епархии, сохраняет силу, и попенял епископам, некоторые из которых любят много разъезжать по всему миру и не имеют времени для общения со своими священниками.
В заключение Папа призвал более основательно подходить к изучению духовных призваний. Опыт показывает, что в духовную семинарию часто приходят люди с очень серьезными проблемами, которые они тщательно скрывают за ширмой идеального поведения, причем иногда делают это не вполне сознательно. Но позже, особенно когда они достигают желаемых целей, все эти проблемы дают о себе знать и выходят наружу. «Скажу больше, — продолжил понтифик, — когда я вижу молодого семинариста, придерживающегося крайнего ригоризма и фундаментализма, у меня нет к нему доверия. Что-то с этим человеком не так, о чем он, возможно, сам еще не догадывается».
Источник: Radio Vaticana