Папа Франциск в Казерте: святая Месса, ответы на актуальные вопросы священников, экуменические встречи…

В последние дни дважды посетил город Казерту в провинции Кампанья на юге Италии.
Во второй половине дня в субботу 26 июля, в день литургической памяти небесной покровительницы города, Св. Анны, Святой Отец отслужил там Мессу на площади перед Королевским дворцом, в которой приняло участие более 200 тысяч челдовек. В своей проповеди Папа отметил, Иисус обращался к Своим слушателям простыми словами, которые мог понять каждый. Также и текущее евангельское чтение содержит краткие притчи Иисуса, построенные на материале из повседневной жизни людей того времени. И богатый купец, и бедный земледелец – люди разных сословий – находят главное сокровище своей жизни. Один искал его всю свою жизнь, для другого находка становится сюрпризом.

Что же такое Царство Небесное? Иисус предпочитает демонстрировать его природу в притчах и сравнениях. Сокровище, которое обретают главные герои этих притч, пробуждает в их сердцах великую радость, подобно как и в сердцах всех нас, когда мы находим Иисуса в нашей жизни. Царствие Божие и есть сам Христос, подчеркнул Папа. Его присутствие преображает нашу жизнь и делает нас чуткими к потребностям братьев.
Каждый человек находит Христа по-своему: кто-то ищет Его всю жизнь, а кто-то встречает Его совсем нежданно. Бог позволяет найти Себя всегда и повсюду, ведь Он пришёл в мир, чтобы быть «Богом с нами». Это Он ищет нас и позволяет найти Себя даже тем, кто вовсе не собирался Его искать. Обретая Иисуса, мы входим в новую, дарящую радость логику любви и бескорыстного служения братьям.
Однако для того, чтобы стать обладателем Царствия Божьего недостаточно одного волнения и радости обретения. Нужно предоставить Богу первое место в нашей жизни, предпочитая Его всему остальному. Это подразумевает мужество сказать «нет» злу, насилию и угнетению. Это подразумевает сказать «да» служению ближним, общему благу, защите жизни и окружающей среды.

В завершение проповеди Папа Франциск призвал верных, паломников, местные церковные и гражданские власти жить в чистоте веры, которая бывает у тех, кто искренне ощущает себя семьей Бога и крепит узы взаимного братства и солидарности.

Очень важной была беседа Папы с местным клиром, имевшая место по окончании Мессы в часовне Королевского дворца и продолжавшаяся больше часа. В ее ходе Святой Отец ответил на четыре вопроса присутствующих священников, отразивших существенные грани современного пастырского служения.
Первый из них был задан генеральным викарием местной епархии и касался проблем, проистекающих из анахроничных и порой абсурдных границ итальянских епархий, порой разрезающих улицы одного и того же населенного пункта, а также возникающих в этой связи имущественных споров между епархиальными ординариями. На это Папа ответил, что именно епископы призваны давать пример единства прочим верным, а Святой Дух есть источник свойственного Церкви единства в многообразии.

Наибольший же интерес представляли три оставшихся вопроса.
Первый из них относился к народному благочестию: как укреплять и развивать его в соответствии с призывом Апостольского обращения Evangelii Gaudium, сохраняя при этом примат Евангелия и не поддаваясь искушению христианского сентиментализма.
Однако понтифик счел более актуальным и опасным другое искушение, которое назвал искушением «интимизма». «Я не уверен, что в наше время интерес к религии утрачен, как это утверждают многие, — сказал он. – Напротив, существуют течения, целые школы интимистической духовности, гностического типа, которым свойственны дохристианские, добиблейские, гностические пастырские приемы и молитва. Гностицизм проник в современную Церковь как раз через такие группы, и это я называю интимизмом. Интимизм нехорош, он предназначен только для меня, успокаивает меня, дает мне субъективное ощущение наполненности Богом. Это не совсем то, что New Age, но что-то похожее, идущее в том же направлении. Да, это религиозность, но религиозность языческая или прямо еретическая. Нам не стоит бояться использовать это слово – “ересь”, потому что гностицизм – это ересь, он был первой ересью в Церкви».

Что же касается собственно народного благочестия, то Папа Франциск отметил, что в своем Апостольском обращении Evangelii Gaudium опирался на идеи документа 40-летней давности Evangelii nuntiandi, принадлежащего перу Павла VI. Павел VI отмечал тогда, что само народное благочестие нуждается в евангелизации, поскольку оно не всегда является выражением зрелой веры. Однако в нем сокрыта огромная сила и народ, живущий этим благочестием, не может заблуждаться как целое, имея сверхъестественный смысл веры (sensus fidei). Народное благочестие всегда активно, оно проникруто глубоким чувством веры, свойственным исключительно людям простым и смиренным. Святой Отец поделился в этой связи личным опытом посещения чтимых народом санктуариев, в которых царит совершенно особая духовная атмосфера. Исповедальни в таких санктуариях – это место обновления для епископов и священников, место, где пастыри проходят курс духовной формации – и всё это благодаря контакту с народным благочестием.

Попутно Папа вспомнил и о крахе навязанных сверху пастырских инициатив по работе с молодежью, альтернативой которым должны стать миссионерские инициативы.
«Молодежные движения в Буэнос-Айресе не выдержали экзамен, — сказал он. – А почему? Молодежи говорили: давайте сделаем встречу, поразговариваем… И молодежи это надоело. Однако когда настоятелям удалось сорганизовать молодых для малых миссий, миссий на каникулах, для катехизации людей, живущих в деревнях, где редко появляется священник, молодежь охотно откликнулась. Молодежь желает именно миссионерской активности и посредством ее учатся благочестию, которое тоже можно назвать народным. Миссионерский молодежный апостолат несет в себе черты народного благочестия».

Очередной вопрос касался ситуации Церкви во всё более секуляризующемся, отдаляющемся от Евангелия обществе. По словам Папы, реакцией Церкви на эту ситуацию должна стать креативность.
«Такую заповедь Бог дал Адаму, — подчеркнул понтифик: обрабатывай землю, будь креативным. Креативность завещал Своим ученикам и Иисус через Святого Духа. Например, креативность ранней Церкви в ее отношениях с иудаизмом. Павел был креативным. Петр, идя к сотнику Корнилию, опасался, поскольку делал нечто новое, креативное. Однако всё-таки пошел. Креативность – это ключ. Но как его заполучить? Прежде всего, если мы хотим быть креативными в Духе Господа Иисуса, то этого нельзя достичь иначе как через молитву, молитва – это условие креативности. Епископ, священник, который не молится, который закрыл двери, тем самым закрылся и на креативность. На молитве Дух дает тебе некий опыт, но приходит дьявол и тоже дает опыт. Однако молитва – это условие, чтобы идти вперед, даже если она кажется нудной. Молитва очень важна. Не только Литургия часов, но и литургия Мессы, спокойная, совершаемая со вниманием и набожностью. И еще личная беседа с Господом Богом… Если мы не молимся, то, может быть, еще сможем стать неплохими менеджерами от пастырства и духовности, однако Церковь без молитвы превратится в благотворительную организацию и не будет Общиной, помазанной Святым Духом. Молитва – это первый шаг, поскольку именно молитва открывает нас Господу Богу, и это есть условие открытости другим людям».

Подлинная креативность приближает нас к людям, так что мы впускаем в себя их ментальность, опыт, проблемы. В каких-то случаях она становится своеобразной формой покаяния, поскольку нам порой приходится выслушивать нечто для нас неприятное. Как пример, Папа рассказал историю священника, отправившегося служить на юг Аргентины, где ощущается нехватка католических священников, зато активно действуют протестантские общины. Этот священник пришел побеседовать с директрисой местной средней школы, которая покинула Католическую Церковь ради евангелической общины.
«Эта женщина, — продолжил Папа, — предложила ему сесть и начала на него кричать: “Вы бросили нас, предоставили нас самим себе. А я нуждалась в слове Божием и вынуждена была пойти к протестантам и, наконец, стала протестанткой”. И этот молодой священник, кроткий и большой молитвенник, перебил ее: “Госпожа, позвольте только вставить одно слово: простите. Прости нам Господь, мы бросили стадо!” И тогда поведение женщины изменилось. Она осталась протестанткой, а священник не стал пускаться в споры, какая религия правильнее. Тем не менее, женщина заулыбалась, предложила кофе, а под конец пригласила его в свою спальню и открыла дверцы шкафа, за которыми находилась икона Богородицы. “Вы должны знать, — сказала она, что я никогда Ее не покидала. Я спрятала икону, чтобы ее не увидел пастор, но она по-прежнему со мной”. Я спросил у священника, а какой конец всей этой истории? И священник ответил: “Я ничего от нее не требовал. Она по-прежнему ходит в вою протестантскую общину. Однако видно, что она – та женщина, которая молится. А остальным пусть займется Иисус…” Итак, священник так и не сделал последний шаг, не призвал женщину вернуться в лоно Католической Церкви. И это – мудрая доверительность, которая знает, как далеко мы можем позволить себе зайти».
Далее Папа Франциск подчеркнул, что необходимо вступать в диалог со всеми людьми, избегая при этом прозелитизма, который назвал «ловушкой». Церковь растет не через прозелитизм, а благодаря своей притягательной силе, — подвел итог понтифик.

Последний вопрос касался духовности епархиального священника. Папа назвал ее столпами близкие, доверительные отношения с епископом и братьями во священстве, что и охватывается понятием «епархиальность». Главным же врагом епархиальности, по словам Святого Отца, являются сплетни.
В заключение беседы Папа подчеркнул, что главным признаком «правильной духовности» епархиального священника является радость. И, напротив, уныние свидетельствует о том, что с духовностью у священника нелады.

Папа Франциск еще раз посетил Казерту в понедельник 28 июля, но на этот раз его визит носил частный характер. Понтифик встретился со своим другом пастором Джованни Траеттино и его паствой из пятидесятнической Церкви Примирения. Всего на встречу со Святым Отцом пришло около 350-ти человек, включая гостей из США, Аргентины и других стран.
Приветствуя Папу от имени собратьев, пастор Траеттино назвал его «возлюбленным братом», а его визит – «огромным, неожиданным даром, который несколько лет назад нельзя было себе даже вообразить».
«Мы любим Вас! Знайте: мы, евангелики, тоже Вас любим как личность, и многие из нас молятся о Вас ежедневно. Впрочем, Вас не трудно любить. А некоторые из нас даже верят, что Ваше избрание Римским епископом – это деяние Святого Духа!» — заявил глава харизматической общины.

Затем пастор Траеттино, который принимал участие в июньской встрече с Папой католического движения «Обновление в Святом Духе», подчеркнул, что единство Церкви основано на Иисусе Христе, а Папа Франциск в своем ответном слове коснулся темы разнообразия, которое не означает разделения. Разнообразие составляет богатство и красоту Церкви, оно есть разнообразие «примирённое Святым Духом». Цель экуменического движения заключается в том, чтобы «это разнообразие Святой Дух привел к еще большему согласию, чтобы оно стало единством».
Папа Франциск также попросил у пятидесятников прощения за те законы против протестантов, которые в прошлом принимались при поддержке католиков.

СКГ

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна