Отец Сергей Давыдов: христианское паломничество не имеет ничего общего с туризмом!
11 сентября 2016 г. в Караганде состоится церемония беатификации выдающегося подвижника XX столетия, «апостола Казахстана» о. Владислава Буковинского. Принять участие в этом незаурядном событии собирается группа паломников из центра нашей епархии.
А что такое христианское паломничество вообще? Когда и как оно зародилось? В чем его суть и цель? Обо всём этом размышляет посетивший редакцию нашего издания настоятель Кафедрального собора Преображения Господня о. Сергей Давыдов…
Итак, что такое христианское паломничество?
Дать четкое определение этому феномену не так-то просто. Легче дать его описание, показать, чем оно было наполнено и какой цели служило. Если обратиться к этимологии, то само слово «паломничество» происходит от paloma – «пальмовая ветвь». Традицией было путешествие верующих в Святую Землю, и как своеобразный «сувенир» оттуда или как документ, подтверждающий факт посещения, и как память о нем на всю последующую жизнь, они привозили с собой из Палестины пальмовую ветвь. По-гречески паломника называют словом проскинитис, что буквально означает «поклонник» (от существительного проскинисис – «поклонение»). Латинское peregrinatio означает «странствование». И всё это отражает различные грани интересующего нас явления.
Конечно, здесь всегда присутствует момент странствия, момент путешествия. Но это путешествие связано с поклонением святыням или с воспоминанием о святых людях и событиях, или с личным участием в каких-то акциях, имеющих важное религиозное значение.
Когда зародилась традиция совершения паломничеств?
Эта традиция известна с первых времен христианства. Впрочем, паломничества присутствуют и в других религиях. Практически все мировые религии в своей духовной жизни допускали и широко практиковали паломничества. Главная их цель – конечно же духовная. Это – приближение к Богу, воссоединение с Ним. Но за этой главной целью скрывалось много других, более локальных и частных. В частности, очень часто давал о себе знать покаянный аспект.
Один из древнейших объектов паломничества – это Рим. Но вне конкуренции была, разумеется, Святая Земля. Сразу же после обращения Римской империи в христианство, в IV веке, императоры строили здесь, на местах, связанных с теми или иными событиями из жизни Иисуса Христа, храмы и базилики. Известны и древние путеводители по Святой Земле, один из которых принадлежит Евсевию Кесарийскому. Сохранился дневник паломницы Эгерии из Галлии, подробно осветившей характер литургической жизни Иерусалимской Церкви.
В Риме главной целью паломничеств была обретенная гробница Иисуса Христа – так называемый «трофей Гая». Вообще же места паломничеств связывались или с деятельностью какого-то подвижника, или с гробницами мучеников (так местом паломничества стали римские катакомбы после того, как Папа Дамас провел там обширные восстановительные работы). Еще одним местом паломничества стал Египет как родина монашеского движения. Позже – Царьград или Константинополь, где в храмах для поклонения было выставлено огромное количество святых мощей. Со временем поклонение мощам или реликвиям святых вообще стало главной целью христианских паломничеств. Например, в Европе вторым по популярности после Рима местом совершения паломничеств стало святилище в Сантьяго-де-Компостела, где покоились мощи св. апостола Иакова Старшего (Зеведеева).
Как в дальнейшем развивалась паломническая традиция?
Среди историков бытует мнение, что по-настоящему массовой эта традиция стала с XIII века. Но тогда же в ней сильнее начинает проявляться покаянный момент или даже момент наказания. Так инквизиционный трибунал мог вынести постановление и отправить грешника либо заподозренного в ереси в паломничество. Причем иногда подобную меру использовали даже светские суды. Дело в том, что в те времена совершение паломничества было связано со многими тяжелыми физическими и материальными издержками или даже страданием. В паломничество шли пешком, а потому оно требовало многого времени. Паломник должен был самостоятельно находить себе в пути пропитание. В пути его подстерегали многочисленные опасности: политически раздробленная, покрытая лесными массивами Европа выглядела совсем не приветливым местом. Можно было легко угодить в руки разбойников или чисто случайно оказаться на территории, где шли военные действия…
Вот поэтому наиболее значимым в эту эпоху для паломничеств становится аскетический мотив. А в связи с этим, с переживаемыми испытаниями и трудностями – их покаянный характер. Паломничеством искупают прежде совершенный грех. Или же совершают его по обету, в случае получения от Бога какого-то серьезного дара. Иногда такое условие ставилось заранее: «Если Ты, Господи, явишь такое и такое чудо в моей жизни, то я совершу паломничество туда-то и туда-то». Так известно, что одна из римских императриц, удачно выдав дочку замуж, совершила паломничество в Святую Землю.
Но, так или иначе, шла ли речь о покаянии, поклонении и благодарении или укреплении личной веры, цель паломничества всегда была духовной.
А как обстоит дело в наши дни?
Разумеется, духовный характер паломничеств остается актуальным и для нашего времени. Его просто невозможно изъять – тогда паломничество перестанет быть паломничеством. Но их аскетический момент явно стал отходить на второй план: в связи с развитием средств транспорта и коммуникации, повышением уровня безопасности и т.д. Но его вполне можно и нужно компенсировать расширившимися духовными возможностями, предоставляющимися современным паломникам. Это насыщенность молитвой, размышлениями, возможность останавливаться в пути для совершения Божественной Литургии и т.д.
Что бы Вы, отче, хотели пожелать паломникам, отправляющимся в Караганду, на беатификацию о. Буковинского?
Прежде всего, как можно больше узнать о цели этого паломничества, а именно о личности Божия угодника, который будет сопричислен к лику блаженных. Благо, ныне для этого есть все возможности. Необходимо как можно полнее представить себе его образ: ведь к его заступничеству мы собираемся прибегнуть. Его личность является для нас примером, а прикасаясь к его мощам и участвуя в церемониях его прославления, мы в какой-то мере становимся сопричастными к пребывающей на нем Божией благодати.
Кроме того, я бы очень советовал каждому паломнику четко сформулировать для себя внутреннюю, личную цель того предприятия, в котором он собирается участвовать. Какого плода именно ты ожидаешь от паломничества? Что ты мечтаешь получить? На что надеешься? О чем ты собираешься просить Бога через заступничество Его угодника, отца Владислава Буковинского? О каком даре? Вот это нужно прежде всего хорошо продумать. Паломничество должно иметь не только общую, как бы абстрактную цель – формально приобщиться к важному в Церкви событию, но и понимание того, что лично ты горячо желаешь получить от Бога: какую благодать, какой дар? Вот тогда паломничество и будет иметь личный духовный характер и не сведется к каким-то внешним моментам: путешествию по новым местам, возможности общения, возможности получения новых впечатлений… Паломничество не имеет ничего общего с туризмом! Но я уверен, что у каждого нашего верующего, кто собирается в сентябре ехать в Караганду, будет личная духовная цель этой поездки, будет о чем попросить Бога и возносимого на алтарь Его блаженного угодника!
Спасибо, отче!