Обязаны ли католики во всем соглашаться с Папой Римским?
ВОПРОС:
До какой степени католики обязаны соглашаться с Папой? Если мне не нравится какой-то его поступок или слова (например, когда их можно неверно истолковать), двусмысленное учение, поддающееся тысяче интерпретаций, — позволительно ли с этим не соглашаться? Где начинается и где заканчивается послушание Папе? В связи с последними событиями: когда отрекся Папа Бенедикт, получается, что Святой Дух как бы отошел от него и внезапно стал просвещать нового Папу?
ОТВЕТ:
Как говорил блаженный кардинал Ньюмен, голос Бога на земле – это голос нашей совести. Но в нашей совести мы не одиноки: мы находимся наедине с Богом и слушаем Его голос. «В глубине своей совести, — гласит Второй Ватиканский собор, — человек открывает закон, который не сам он себе дал, но коему он должен повиноваться и глас которого, всегда призывающий его любить и творить добро, а зла избегать, отзывается, когда нужно, в его сердце: вот это делай, а вот этого избегай. Ведь в сердце человека — написанный Богом закон, в повиновении которому заключается всё его достоинство и по которому он будет судим. Совесть — самое потаённое ядро человека, его святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во глубине его души» (GS 16).
Учительство Папы является продолжением учительства Иисуса Христа. Залог этого учительства – Сам Христос: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», — говорит Господь апостолу Петру. И затем: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16, 18-19).
Послушание веры включает в себя и послушание безошибочному учительству Папы. Вот что говорит об этом Собор: «В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский Понтифик, Глава Коллегии Епископов, когда он, как верховный Пастырь и учитель всех верных Христу, утверждающий в вере братьев своих (ср. Лк 22,32), окончательным образом провозглашает какое-либо учение о вере и нравах. Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви, ибо выносятся они при содействии Святого Духа, обещанном ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд» (LG 25).
И еще: «…Благоговейное послушание воли и разума следует прежде всего проявлять по отношению к аутентичному учительству Римского Первосвященника — даже тогда, когда он не говорит «ех cathedra». Это означает, что его верховное учительство следует почтительно признавать, высказанных им суждений следует искренне придерживаться согласно выраженной им мысли и воле, которая проявляется прежде всего либо в характере тех или иных документов, либо в неоднократном изложении одного и того же учения, либо же в самой словесной форме какого-либо высказывания» (там же).
Как мы видим, утверждения Собора касаются учения Папы, а не его персонального поведения.
Что касается Святого Духа, то сама постановка вопроса некорректна. Святой Дух пребывает в каждом верующем, когда он живет в Божьей благодати. Папа имеет особую благодать, связанную с его служением и призванием Преемника святого Петра. Разумеется, эта благодать дается на время его служения, а после его прекращения она передается следующему Папе. Теперь управлять Вселенской Церковью призван Папа Франциск. Если предположить существование какого-либо разногласия в вопросах веры и нравственности между Бенедиктом XVI и Папой Франциском, то католики обязаны проявлять послушание Папе Франциску.