На общей аудиенции в среду 1 сентября Папа Франциск размышлял об опасностях религиозного формализма

На общей аудиенции в среду 1 сентября Папа Франциск размышлял об опасностях религиозного формализма

На общей аудиенции, прошедшей в среду 1 сентября в Зале Павла VI, продолжил свой цикл катехез, посвященный Посланию к Галатам, сосредоточившись на этот раз на поднятой в этом Послании апостолом Павлом теме опасности формализма в религиозной жизни.

Святейший Отец прежде всего обратил внимание на то обстоятельство, что тон Апостола язычников в Послании Галатам довольно резок. В других своих Посланиях апостол Павел называет своих адресатов «братьями», «дорогими» и «возлюбленными», а в данном случае используется холодное обращение «галаты» и дважды адресаты именуются «неразумными». Это не потому, что они глупы, а потому, что, отдавая приоритет скрупулезному исполнению внешних формальностей, они рискуют утратить веру во Христа, которую первоначально приняли с великим энтузиазмом. Павел призывает галатов вспомнить о том, как они впервые услышали из его уст Благую Весть, как пережили свое обращение, свою «первую любовь», вспомнить то ощущение небывалой новизны и свободы, которое стало плодом излитой на них свыше благодати. В центре Благой Вести стояло откровение Божией Любви, до конца открывшей себя в событиях Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Чтобы еще раз выразить и приблизить это переживание апостол не находит лучших слов, чем те, которые он, вероятно, произносил и во время той, первой проповеди: «Уже не я живу, а живет во мне Христос!».

Именно близость со Христом должна всегда оставаться в центре нашей религиозной жизни. Нельзя позволить увести себя в сторону каким-то «иным благовествованиям». Апостол Павел задает своим читателям целый ряд почти провокационных вопросов, чтобы пробудить в них сознание самого главного и предостеречь их от того типа благочестия, который зиждется исключительно на формальном следовании неким внешним предписаниям. К тому же галаты в свое время наверняка пережили опыт действия Святого Духа в их общине. Это была Божия, а не человеческая инициатива, а главным актором пережитого опыта был Сам Святой Дух. Так разве не безумием было отодвинуть Святого Духа на второй план, отдавая приоритет собственным человеческим усилиям и стараниям!? В конечном счете, святой Павел призывает и нас задуматься о том, что составляет первооснову нашей жизни в вере: это любовь Христа, Распятого и Воскресшего? Или мы довольствуемся формальным исполнением каких-то предписаний и обрядов, успокаивая таким образом свою совесть? Вместе с тем, Святейший Отец призвал свою аудиторию не отчаиваться: даже если нам доводится порой впадать в искушение формализмом, Бог не перестает изливать на нас Свои дары. Несмотря на все воздвигаемые нами самими препятствия, Бог не забывает о нас и не оставляет нас: Он постоянно рядом с нами Своею милосердной любовью.

По материалам Vatican News

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна