Международный семинар «Защита религиозных ценностей в мире: необходимость и возможности» состоялся в Москве

Международный семинар «Защита религиозных ценностей в мире: необходимость и возможности» состоялся в Москве

Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН (ИЕ РАН) и провели совместно 13 октября международный научно-практический семинар на тему «Защита религиозных ценностей в мире: необходимость и возможности». В работе семинара приняли участие представители религиозных организаций, органов  власти, религиоведы, социологи,  историки, юристы, журналисты. Семинар вели священник , ректор Католического института св. Фомы, и Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. В дискуссии принял участие Апостольский нунций в РФ архиепископ .

Пленарный доклад на тему «Защита религиозных ценностей в секулярном обществе» сделал профессор Диего Алонсо Ласэрас, SJ, Григорианский университет (Рим, Ватикан). Анализируя изменение «религиозного пейзажа» в современном мире, он отметил, что речь идет не о «вымирании религии», не о победе секуляризма, но о новом для Европы качестве плюрализма: сокращаются институциональные стандартные религиозные практики; люди определяют себя как верующие, но не принадлежащие к конкретной конфессии; религия становится частным делом и «не имеет теперь определяющей роли в публичном пространстве». Как в такой ситуации защищать христианские ценности? Докладчик считает, что самый верный путь – это свидетельствовать о своей вере через практические дела. Он привел примеры деятельного милосердия испанских христиан по отношению к мигрантам: есть малые общины, которые принимают бездомных выходцев из других стран; церковные школы лучше справляются с адаптацией мигрантов, чем публичные; организованы католические центры работы с беженцами; католические СМИ противостоят «демонизации мигрантов». «Это примеры того, как на разных уровнях воплощает те принципы, которые исповедует… Важно давать публичное свидетельство о своих ценностях, не претендуя при этом на монополию…, опираясь на апостольские времена, когда у Церкви не было поддержки власти, а только сила свидетельства», – резюмировал докладчик.

Роман Соколов, доцент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», в сообщении «Католическое социальное учение как христианский ответ на вызовы секулярного общества» сделал краткий обзор социальной доктрины Католической Церкви, фокусируя внимание на достоинстве человека как ключевой, по его мнению, христианской ценности, которая нуждается в защите.

Вероника Язькова, старший научный сотрудник ИЕ РАН, проанализировала эволюцию ценностных ориентаций Католической Церкви  с точки зрения понятий «цивилизация», «культура» и «прогресс». Выяснилось, что сто лет назад Католическая Церковь более размышляла о цивилизации, но уже в документах II Ватиканского собора слово «культура» упоминается 91 раз. Однако единства в толковании этого понятия долгое время не было – разные понтифики по-своему трактовали эту сферу. Определенность в постановке задач появилась во время понтификата Иоанна Павла II, который говорил о необходимости «евангелизации культуры», о диалоге культур при взаимном их уважении. Готова ли Церковь  к диалогу с обществом в области культуры? Этот вопрос докладчица оставила открытым, как, собственно, и Ватикан, судя по его реакции на фильмы «У нас есть папа» и «Молодой папа», которые свидетельствуют о том, что светское общество по-своему интерпретирует все, что связано с устроением жизни Католической Церкви. Отвечая на вопросы, в которых явно прочитывался контекст нынешних конфликтов Русской Православной Церкви с деятелями культуры,  В. Язькова отметила, что подобные прямые конфликты в католическом мире ей неизвестны.

Выступление известного адвоката Владимира Ряховского, члена Совета при Президенте РФ по правам человека, вызвало оживленные отклики, поскольку юрист говорил как о неоспоримых религиозных ценностях, которые государство законодательно защищает (свобода совести, право на совершение религиозных обрядов, проведение религиозных церемоний и праздников и т.д.), так и о сформулированных сравнительно недавно и вызывающих большие вопросы – например, «защита чувств верующих». Последняя норма и введенная за нее ответственность в 2013 г. предполагает «крайне расширенные толкования»: нет определения ни «религиозных чувств», ни даже категории «верующих». Это приводит к произвольному, избирательному применению закона, как и в случае с законодательным регулированием миссионерской деятельности (так называемый «Закон Яровой»). В. Ряховский привел данные анализа более 150 судебных решений по последнему закону, которые не выдерживают критики, и подчеркнул, что большие проблемы он видит «даже не столько в негодном законе, сколько в избирательном его применении».

Роман Лункин тезисно осветил тему «Религиозные ценности в жизни общества и социальное служение христианских церквей». По его словам, социальная деятельность Церкви является одной из главных религиозных ценностей в секулярном обществе. Кроме того, социальная работа – «инструмент интеграции Церкви в демократическое общество», она меняет как мировоззрение самой религиозной организации, так и отношение общества к ней.

Лидер православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, выступление которого не было заявлено заранее, выразил свои претензии к государству и обществу, которые не замечают социального служения активистов, а они помогают детским домам, домам престарелых и работают с футбольными фанатами. Органы власти, посетовал Кормухин, не дают разрешения на проведение массовых акций против «Матильды» и в целом – на «митинги по отстаиванию наших прав». Причина, как считает выступавший, в том, что элиты хотят иметь дело с управляемыми гражданами, а «нами руководит Сам Господь Иисус Христос, нами нельзя управлять, с нами можно только договориться, но они не хотят». Кормухин жаловался на «шельмование и атаку лжи» в отношении движения «Сорок сороков», которое борется против «человека искусственного», насаждаемого Западом, и за «человека в Боге».

С краткими репликами на семинаре выступили также: религиовед Андрей Себенцов, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Правительства города Москвы Антон Игнатенко; глава Экспертного совета при Совете глав протестантских церквей России Владимир Самойлов; юрист Славянского правового центра Станислав Кулов; преподаватель ПСТГУ  Маргарита Калашникова и другие.

 

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна