Месса канонизации двух новых святых на площади Св. Петра
В воскресенье 5 июня в ходе Мессы на площади Св. Петра Папа Франциск причислил к лику святых основателя Конгрегации отцов-марианов, поляка Станислава Папчинского (1631 – 1701 гг.), и шведскую монахиню, обновившую Орден бригиток, Марию Елизавету Хесельблад (1870 – 1954 гг.), которая в годы Второй мировой войны спасла от нацистов многих евреев, за что иерусалимский Мемориал «Яд ва-Шем» в 2004 г. присвоил ей звание «Праведника из народов».
В торжественном богослужении, кроме многочисленных паломников и иерархов Церкви, участвовали также делегации из Польши и Швеции, первую из которых возглавлял президент страны Анджей Дуда, а вторую – министр культуры Алис Бах Кунке. Перед началом литургии имела место краткая встреча понтифика с главами делегаций, а также с католическим архиепископом Стокгольма Андресом Арборелиусом и лютеранским епископом Уппсалы Анте Якеленом.
В своей проповеди Святой Отец подчеркнул, что библейские чтения дня иллюстрируют центральное событие веры: победу Бога над страданием и смертью. В этом и заключается Благая Весть надежды, проистекающая из пасхальной тайны. Страдания Христа – это ответ Бога на тайну страданий человека. «И именно таким был опыт провозглашенных сегодня святыми Станислава от Иисуса и Марии Елизаветы Хесельблад: они глубоко соединились со Страстями Иисуса, а потому в них открылась сила Его воскресения».
Первое литургическое чтение из Книги Царств и фрагмент из Евангелия, прочитанный по-латыни и по-гречески, оба говорят нам о воскрешении и в обоих случаях – юных сыновей вдовы, которых вернули живыми их матерям.
В первом чтении речь идет о вдове из Сарепты Сидонской, которая, не будучи еврейкой, приняла в своем доме пророка Илию, а потом обиделась как на пророка, так и на его Бога, поскольку именно в то время, в которое под ее крышей жил пророк, заболел и умер ее единственный сын. И тогда Илия сказал ей: «Дай мне твоего сына».
«Это – ключевое слово, — продолжил Папа. – В нем выражен Божий урок, преподанный перед лицом человеческой смерти. Господь не говорит: “Оставайся со своим ребенком. Сам справляйся со своей бедой!” Он говорит: “Отдай его Мне”. Пророк взял ребенка, отнес его в комнату наверху, чтобы там, оставшись в одиночестве, “сразиться с Богом”, указывая Ему на абсурдность случившейся смерти. И Господь услышал голос Илии, потому что в действительности это Он, Господь Бог, говорил и действовал через пророка, это Он устами Илии приказал вдове: “Отдай Мне твоего сына”, а теперь возвращает его живым матери».
«Но в полной мере Божия нежность открывает себя в Иисусе, — сказал далее понтифик. – Мы слышали в Евангельском чтении, как Он сжалился над вдовою из галилейского города Наин, сопровождавшей своего несовершеннолетнего сына к месту погребения. Но Иисус, приблизившись, касается носилок, останавливает похоронную процессию и, без сомнения, отирает слезы с лица отчаявшейся матери. “Не плачь”, — говорит Он ей. И подразумевает: “Дай Мне твоего сына”. Иисус берет Себе нашу смерть, чтобы освободить нас от ее власти и вернуть нам жизнь. В действительности, мальчик словно бы пробудился от крепкого сна и начал говорить. Иисус вернул его матери. Он – не волшебник, Он – воплощенная Божественная нежность. В Нем действует безбрежное Отчее сотрадание».
Своеобразным воскрешением можно считать и обращение св. апостола Павла, о котором он сам свидетельствует в Послании Галатам (2 чтение). Это радикальное преображение было не собственной заслугой Павла, а даром милосердия Господа Бога, избравшего его и призвавшего Своей благодатью. «И именно в грешниках, в каждом из них, Иисус делает явным торжество животворной благодати. Он говорит, обращаясь к Матери-Церкви: “Дай Мне своих детей”, коими все мы являемся. Он принимает на Себя все наши грехи, забирает их, а нас возвращает Церкви живыми. Особым образом это происходит теперь, в Святой Год Милосердия».
«Сегодня Церковь, — сказал в заключение Папа Франциск, — являет нам двоих своих детей, ставших образцовыми свидетелями этого таинства воскрешения. Оба они в вечности с полным правом могут взывать словами псалмопевца: “Ты превратил сетование мое в ликование, Господи, Боже мой, буду славить Тебя вечно” (Пс 30,12). А мы едиными устами подхватим: “Возвеличу Тебя, Господи, ибо Ты спас меня”».
По материалам Radio Vaticana