Mater Misericordiae

Матерь Божия ОстробрамскаяНачалось все с обычных ворот (хотя и с мощами в фундаменте), в которых Божья Матерь, наперекор истории, решила остаться в своем изображении на дубовой доске (сложенной из нескольких частей), помещенной в нише ворот со стороны города.

Изображение было частью портретного диптиха. На втором был изображен Христос — Спаситель мира («Salvator mundi»). Картина написана темперой на меловом грунте и в монументальной форме, которая обычно не использовалась при создании алтарей в церкви: размерами 200 х 163 х 2 см.

Обстоятельства определения авторства долгое время вызывали много эмоций. Мнения были самыми различными, в скором времени авторство начали приписывать анонимному художнику, предположительно родом из Вильнюса, который примерно в 1620 году скопировал картину нидерландского живописца Мартина де Boca.

Фигура Марии, которая нас сейчас особенно интересует, была несколько раз переписана, и поэтому заметно отличие ее от оригинала.

Вероятно, сделана затушевка пряди волос, выскользнувшей из-под белого платка и спадающей на правое плечо, закрывающей при этом часть стройной шеи; правая щека слегка уменьшена, а овал лица изменен на «более привлекательный»; немного укорочены ладони.

Это изображение прекрасной молодой женщины с нежным и достойным лицом, с полуоткрытыми карими глазами, прямым носом, четким рисунком губ и чистым розовым цветом лица. Мария держит руки скрещенными на груди; правую кисть, слегка раскрытую, прижимает к своему Материнскому сердцу.

Одета она в белую тунику, на которую наброшено богатое покрывало цвета киновари с широкими, сужающимися у запястья рукавами. Завершает изображение Матери Марии темно-синяя одежда с ярко-зеленым окаймлением.

Металлический оклад, закрывающий икону и состоящий из 17 частей, сделан из позолоченного серебра. Покрыт он богатыми цветочными орнаментами (среди них — розы, тюльпаны, гвоздики). Непосредственно перед возложением на икону короны в 1927 году оклад и нимб, состоящий из 42 лучей и 12 звезд, смонтированы в единое целое и присоединены к самому изображению.

На окладе на правом рукаве видно повреждение — разорванный металл, а в доске — углубление; это могла сделать пуля во время атаки на Острую Браму в 1794 году. В нижней части оклада платья с 1849 года помещен серебряный полумесяц
— дар Богородице, который замечательно подчеркивает единство композиции образа.

Голову Марии украшают две короны. Золотые, изготовленные к празднику возложения, пропали, и теперь помещены оригинальные (медная и серебряная): «старшую», выполненную в стиле барокко XVII века, с мотивами из сухих листьев окантуса, венчает крест; установленная низко над челом Марии, она исполняет роль хранилища даров — благодарений за полученные блага. Вторую, в стиле рококо XVIII века, поддерживают ангелы. Эта корона в два раза больше первой.

Обе части диптиха — Христос и Мария — повернуты друг к другу и составляют единую по содержанию композиционную группу. Мария — Непорочная, и без Ребенка — сияет внутренним светом и полностью отдана Спасителю, участвуя в Его славе как Мать всех порученных ей Сыном, — настоящая «Mater Misericordiae» — «Мать Милосердия».

Ирмина Самульская

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна