Конференция, посвящённая 200-летию восстановления Общества Иисуса (1814-2014)
В 2014 году исполняется 200 лет с момента восстановления Общества Иисуса после сорокалетнего периода упразднения. Известно, что к середине XVIII века во многих странах Европы, включая Испанию, Португалию и Францию, образовались антииезуитские партии, стремящиеся к укреплению власти «просвещённых» королей. Под сильнейшим давлением настроенных против иезуитов кардиналов и коронованных особ, Папа Климент XIV издал бреве Dominus ac Redemptor noster от 21 июля 1773, которым упразднил Общество Иисуса. Имущество Ордена подлежало конфискации в пользу светских властей. Последний Генерал иезуитов – Лоренцо Риччи – был заключён в римскую тюрьму Кастель Сант Анджело, в которой и умер через два года. Несмотря на это постановление, деятельность иезуитов не была запрещена императрицей Екатериной II на землях, отошедших к России после первого раздела Польши (1772), и прусским королем Фридрихом II Гогенцоллерном. Много иезуитов прибыло в Россию.
В 1800 г. российский император Павел I направил Папе Пию VII письмо, в котором ходатайствовал о восстановлении Ордена иезуитов в России. В 1801 г. Пий VII посредством бреве Catholicae fidei восстановил Общество Иисуса в России, а в 1814 г. буллой Sollicitudo omnium ecclesiarum – во всём мире. Благодаря изменившимся политическим условиям возвращение Общества Иисуса стало возможным фактически во все страны Европы и мира. Первым же Генералом возрождённого Ордена стал российский иезуит Тадеуш Бжозовский.
Эти драматические аспекты недавней истории освещались на научной конференции, которая была ор-ганизована Культурным центром «Иниго». 25 апреля три доклада были прочитаны в католическом приходе Томска. 26-27 апреля конференция, на которой прозвучало четыре доклада, прошла в Епархиальном центре во имя епископа-исповедника Александра Хиры Преображенской епархии Новосибирска.
Научный сотрудник, архивариус Генеральной курии Общества Иисуса в Риме о. Роберт Данелюк, SJ, в своём докладе «Упразднение Общества Иисуса: ход, причины и историография» познакомил слушателей с историей вопроса. Он рассказал о событиях, предшествовавших упразднению Общества Иисуса, о причинах этого весьма болезненного для Церкви и Ордена иезуитов процесса, а также о том, как именно происходило упразднение. Кроме того, о. Роберт осветил некоторые весьма важные вопросы историографии, коротко охарактеризовав основные труды, в которых исследователи попытались осмыслить происшедшее.
Второй основной доклад «Иезуиты в российской империи: 1772-1820» прочитал о. Марек Инглот, SJ, профессор в Папском Григорианском Университете, автор научной монографии об иезуитах в Российской империи. Этот обстоятельный труд был переведён на русский язык и издан Институтом филосо-фии, теологии и истории св. Фомы в Москве в 2004 году (Марек Инглот. Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всём мире. М., 2004).
В своём докладе о. Марек Инглот рассказал о том, что произошло после упразднения Общества Иисуса: как на территории Российской империи в чрезвычайных обстоятельствах жили и трудились иезуиты, счастливо избежавшие участи своих собратьев в Европе и мире. Слушатели узнали о грандиозной пастырской, миссионерской и образовательной деятельности иезуитов, о созданных ими коллегиях и школах, об их издательских и просветительских трудах. О. Марек рассказал о знаменитой Полоцкой коллегии и коллегии в Санкт-Петербурге, а также о выдающихся иезуитах – о. Станиславе Черневиче и о. Габриэле Грубере, – которые сыграли весьма важную роль в становлении Ордена на территории православной России.
О. Штефан Липке, SJ, в своём докладе «Школы иезуитов в Российской империи: как они спасли, как они погубили Общество Иисуса в России» рассказал о системе образования, созданной иезуитами на территории Российской империи. Эта система получила высочайшую оценку Екатерины Великой, которая вынашивала планы усовершенствовать образовательную систему империи по образу и подобию иезуитских коллегий. О. Штефан особенно подчеркнул значительную роль иезуитов в организации не только академического образования для детей высших слоёв российского общества, но и начального образования для простого народа. Кроме того, о. Штефан говорил и о том, что образовательный проект иезуитов – несмотря на его очевидный успех – стал одним из камней преткновения и причиной растущего недовольства со стороны придворных кругов, опасающихся растущего влияния иезуитов на «неокрепшие» умы подрастающей молодой элиты российского общества.
На конференции также был представлен доклад новосибирской исследовательницы, кандидата исторических наук Татьяны Геннадьевны Недзелюк «Царская власть и иезуиты: политика прагматизма». Её выступление было ярким, информационно насыщенным и чрезвычайно интересным.
Доклады слушали не только прихожане католических приходов Томска и Новосибирска, но и студенты, аспиранты, преподаватели вузов, специалисты-историки, библиотечные работники, а также те, кому эта тема показалась любопытной. Все доклады вызвали неподдельный интерес и множество вопросов. Докладчики отвечали обстоятельно и с удовольствием.
Тексты докладов и видеосъёмки в самом скором времени будут размещены на сайте Культурного цен-тра «Иниго»: www.inigo.ru
Ирина Путренко